Знание фразеологизмов, умение их находить в тексте и понимать их значение проверяется в двух заданиях на ОГЭ: в задании 11 (анализ изобразительно-выразительных средств) и в задании 12 (лексический анализ).
При этом девятиклассники испытывают затруднения в работе с фразеологизмами. Разберем основные теоретические аспекты темы, остановимся на проблемных местах.
Что такое фразеологизм?
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, обладающее переносным значением.
Особенности фразеологизмов
- Каждое входящее в состав фразеологизма слово теряет свой прямой смысл, а всё сочетание имеет одно общее лексическое значение:
Повесить куртку — это свободное словосочетание, так как каждое слово имеет своё значение: «повесить» — поместить на вешалку, «куртку» — предмет верхней одежды.
Повесить нос — фразеологизм, так как оба слова потеряли своё значение. Всё сочетание имеет общее значение — приуныть, расстроиться.
- Во фразеологизме состав слов постоянный, в нём нельзя вместо одного слова подставить другое:
Повесить куртку — это свободное словосочетание, так как его состав можно изменять (повесить пальто, положить куртку).
Повесить нос - фразеологизм, так как состав слов изменить нельзя, это нечленимое сочетание.
Важно!
- На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм». Ученики часто не могут найти (не видят) фразеологизмы, особенно те, которые настолько вошли в нашу речь, что воспринимаются как нечто повседневное и обычное.
- Обращаем внимание учеников на то, что фразеологизм — это не одно слово, а сочетание слов, поэтому искать в предложенном фрагменте надо именно сочетание. При этом необходимо обращать внимание на то, что каждое слово в нём не имеет собственного значения — у всего сочетания одно значение, и оно переносное.
- Кроме того, рекомендуется дать ученикам для заучивания список фразеологизмов, которые встречаются в тестах (из открытого банка заданий ФИПИ):
на произвол судьбы; ровным счётом ничего; сколько душе угодно; уносить ноги; как по писаному; будь здоров; разводить руками; не дать (давать) в обиду; время от времени; взяться за ум; как (будто) ни в чём ни бывало; днём с огнём; из рук в руки; не то слово; засыпать вопросами; пробьёт час; души не чаять; ни с того ни с сего; залиться краской; знать цену; что верно, то верно; свет клином (не) сошёлся; первым делом; провалиться сквозь землю; нести крест; из уст в уста; смотреть смерти в лицо; как на ладони; сердце замирает и др.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
Но я даже не подал виду. (Фразеологизм в значении «ничем не обнаруживать своих мыслей, намерений»)
Только ты ей, смотри, об этом ни гугу! (Фразеологизм в значении «молчать»)
И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме (Фразеологизм в значении «настойчиво, неотвязно появляются в уме, сознании».
Зажмурюсь – и опять всё это стоит перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами… (Фразеологизм в значении «постоянно возникает в сознании»)
На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал (Фразеологизм в значении «посмешище»).
По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (Фразеологизм в значении «были близкими к смерти»).
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".