Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Самый роскошный веер императрицы-модницы Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна, будучи первой модницей империи, обожала не только платья и украшения, но и веера. Ещё бы! Ведь веера той эпохи - это настоящие произведения искусства. Слоновая кость, перламутр, резьба, позолота, роспись... Даже известные художники, бывало, расписывали их! Например, знаменитый французский живописец Франсуа Буше - кстати, у Елизаветы Петровны были веера его работы. Но был у императрицы один особенный веер... И безумно дорогой! Чтобы мы с вами представляли масштаб "дороговизны", приведу несколько примеров.

Веер с галантной сценой в парке, Франция, 1760-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер с галантной сценой в парке, Франция, 1760-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Когда-то я писала о стоимости нарядов Елизаветы Петровны, и, к примеру, платье могло стоит двенадцать рублей. Разумеется, без отделки и кружева - это отдельная статья расходов. Что до вееров, то приличные веера российского производства (причём того уровня, когда они уже не хуже французских), могли стоить сорок рублей за дюжину - то есть, считайте, около трёх рублей за веер. Если же веер расписывал хороший художник, да ещё и золотом, он стоил уже много дороже. От двадцати до пятидесяти рублей.

Веер с росписью по мотивам картин Антуана Ватто, Франция, 1760-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер с росписью по мотивам картин Антуана Ватто, Франция, 1760-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Однако тот самый веер стоил... тысячу триста! Но это и не удивительно, если учесть, что его оправа (то есть пластинки) была сделана из чистого золота, и сквозная резьба на них изображала сцену охоты. А боковые пластины, т.н. "гарды", были покрыты синей эмалью, поверх которой ещё и сетка из бриллиантов. Экран украшала роспись с видами Царского села. Поистине императорская вещица!

В 1923 в Государственном Эрмитаже прошла выставка вееров XVIII века, и был издан каталог. Тот самый веер в нём ещё фигурировал. А вот что случилось с ним дальше... Не могу сказать.

Иллюстрация из "Каталога вееров XVIII века. Государственный Эрмитаж", составитель С.Н. Тройницкий, 1923.
Иллюстрация из "Каталога вееров XVIII века. Государственный Эрмитаж", составитель С.Н. Тройницкий, 1923.

Но вернёмся в галантный век. Это был подарок от наследника Елизаветы Петровны, Великого князя Петра Фёдоровича, будущего Петра III. Он «изволил подарить Ея Императорскому Величеству в день Высочайшего тезоименитства сентября 5 дня 1748 года».

Веер с росписью по картине Антуана Куапеля "Купание Дианы", Италия, 1750-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер с росписью по картине Антуана Куапеля "Купание Дианы", Италия, 1750-е. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Ну что ж, именно он был в своё время выбран преемником императрицы. Как видим, старался сделать тётушке приятное.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory