Найти в Дзене
Колючий колобок

Нефть бьет рекорды, но это никому не нужно

Цены на нефть пытаются закрепиться выше отметки 90 долларов за баррель. Вполне возможно, что оправдаются прогнозы некоторых компаний с громкими именами, и мы увидим «нефть по 100».

Конечно, дорогущая нефть поддерживает российский бюджет, рубль и российский рынок акций, который начал отскок после обвала. Но самое удивительное кроется в том, что такая дорогая нефть стратегически не выгодна ни потребителям, ни нефтедобывающим державам.

Скоро объясним почему, но для начала нужно понять, что же вызвало рост стоимости «черного золота».

Главным фактором повышения нефтяных котировок стало то, что крупнейшие нефтедобытчики оказались не готовыми к бурному росту спроса на топливо. Впрочем, подобное можно сказать и про металлургов, аграриев и многие другие сектора мировой экономики.

Когда ударила первая волна коронавирусного кризиса весной 2020 г, и нефтяные котировки по эталонному сорту Brent падали ниже 20 долларов за баррель, а американская марка WTI и вовсе несколько часов торговалась по отрицательным ценам, крупнейшие нефтяные компании не только законсервировали многие месторождения, но и резко сократили инвестиционные программы.

Потом спрос на нефть появился. Но мало кто верил, что он будет не только устойчивым, но и продолжит нарастать. Денег в освоение новых проектов вкладывалось очень мало. Об этом говорит тот факт, что число активных буровых установок в США сейчас примерно вдвое меньше, чем в начале 2020 г. Даже ОПЕК+ добывает нефти меньше, чем это предусмотрено ими же самими установленными квотами.

Вот эти плоды ошибок в оценке перспектив развития отрасли мы и пожинаем сейчас.

Причем оказалось, что быстро нарастить добычу очень непросто даже в ближневосточных странах, где, как многие считают, нефть бьет фонтаном из любой дырки в земле. Говорят, что проблемы технического характера есть и у России.

Но дорогая нефть, как мы уже говорили, не выгодна никому. По двум причинам. Первая, это то, что удорожание нефти приводит к спаду мирового промышленного производства, что в дальнейшем неизбежно приведет и к падению спроса на саму нефть. Нефтяникам же более выгодна стабильная ситуация, позволяющая прогнозировать объемы производства и инвестиций хотя бы на несколько лет вперед. Естественно, что подорожавшая нефть закладывается в стоимость продуктов нефтехимии и топлива, что вызывает так же никому не нужную инфляцию.

Второй момент кроется в том, что высокие цены на нефть будут стимулировать «неОПЕКовские» страны резко наращивать производство. Прежде всего это касается США.

Проблема эта актуальна сейчас как никогда. Дело в том, что в США нефтедобыча финансируется не самими нефтяными компаниями, а в основном инвесторами. До последнего времени последние больше внимания акцентировали на бурно росшем рынке акций. Но ФРС США дала четкие сигналы на ужесточение денежно-кредитной политики, и интерес к вложениям в акции постепенно ослабевает. Поэтому сейчас американские инвесторы с большей охотой пойдут в нефтедобычу.

Не стоит на месте и научно-технический прогресс: многие сланцевые месторождения рентабельно разрабатывать при цене на нефть в 30-40 долларов за баррель.

Но пока с ростом цен на нефть бороться нет сил. ОПЕК+ в конце этой неделе будет решать вопрос по квотам дальнейшей добычи, но от этого решения мало что изменится, поскольку, как мы уже отмечали, нынешние добывающие мощности не позволяют выбирать даже текущие квоты добычи.

Так что у нас есть некоторое время пожить с дорогой нефтью и относительно стабильным курсом рубля. Однако вряд ли это продлится долго.