Как-то раз в фойе больницы я ждала свою родственницу, она готовилась к выписке. И мое внимание привлек очень громкий разговор одного мужчины. Он говорил со своим сыном по телефону. В его голосе было нескрываемое злорадство.
- А что я тебе говорил? Не женись на девке, которая выросла без отца, не приводи ее ко мне в дом! Такие знать не знают, как уважать мужчин, и семью строить они не умеют. А у твоей жены ни отца, ни деда, ни брата, ни дядьки не было, одни бабы воспитывали. Что ж ты жалуешься теперь, что она ушла? С такими семью не построишь!
Было очень мерзко слушать этого мужчину. Но он, к сожалению, заполнил своим голосом все фойе, и мы, невольные слушатели, не знали, что делать. К счастью, вскоре спустилась моя родственница, и мы ушли из той больницы. Но в ушах стоял неприятный голос мужчины и его суждения в адрес незнакомой мне женщины. Уверена, что его сноха сбежала не потому, что не знала, как уважать мужчину, а потому, что такого “воспитателя” особо не за что было уважать. Как и его сыночка, возможно…
Честно говоря, я до сих пор, спустя уже пару лет после свидетельства этой сцены, удивляюсь, что в нашем обществе в головах некоторых людей есть такой туман: женщина, выросшая без отца, - неполноценный человек. Да и в адрес мужчин звучит то же самое: мол, мальчики, выросшие в семьях без отца, не мужчины вовсе - нюни, маменькины сынки, инфантилы, с такими семью лучше не заводить…
В нашей стране, на минуточку, треть детей воспитывается матерьми-одиночками. Не так давно была озвучена эта статистика: всего семей в России чуть больше 17 миллионов, из них более 5 миллионов это семьи, в которых только матери воспитывают детей. Как минимум одного. Это что же, походя списали минимум 5 миллионов будущих взрослых в утиль как непригодных к семейной жизни?
В моей школе, где я работаю психологом, статистика семей примерно пропорциональна общероссийской. Очень много и мальчиков, и девочек, которых воспитывает только мама. Или мама с бабушкой. Причин тому - масса. И претензии к отсутствию полноценной семьи чаще можно предъявить мужчинам, которые эти семьи бросают, несмотря на то, что сами-то как раз выросли в полноценных. Так почему же женщину чаще обвиняют в развале семьи даже в этом случае? Мол, не удержала мужика, стервой, видать, была, замарахой, нашел другую, получше… В любом случае, первой мыслью у большинства людей возникает мысль о том, что что-то не так с этой женщиной, раз от нее убежал мужик. Почему так происходит, я пока не могу найти адекватно объясняющий этот феномен ответ…
Возвращаясь к детям. В психологической литературе, особенно прошлых десятилетий, часто можно встретить стереотипные суждения о том, что дети, выросшие в неполной семье (звучит-то как, да?), имеют массу проблем с психическим здоровьем: склонны к агрессии, к депрессии, плохо учатся, страдают от пониженной самооценки, у них больше шансов попасть в тюрьму по сравнению с детьми из полных семей, у них проблемы с социализацией... Когда-то, когда только начала изучать психологию, я этому верила. Даже, наверное, была убеждена в объективности таких выводов. Как тот мужчина, хоть и не в такой категоричной форме…
Теперь же, прочтя очередные исследования на эту тему, я лишь скептически хмыкаю: ну да, ну да, можно подумать, в “полных” семьях дети растут без всех этих проблем. Еще неизвестно, где их больше на самом деле. Порой присутствие отца в семье гораздо хуже влияет на психологическое развитие ребенка, чем его отсутствие. Можно и в полной семье вырасти с покалеченной психикой, и со здоровой адекватной - в неполной.
Я не отрицаю того, что детям без отцов приходится нелегко, что у них бывает ряд специфических проблем, связанных с отсутствием мужской ролевой модели. Не отрицаю и не принижаю выводы этих исследований (их очень много, откройте любое по запросу “психологические проблемы детей из неполных семей” или “дети в неполных семьях” и т.п.). Но я категорически не согласна с тоном некоторых этих исследований, который сквозит между строк: мол, всё, швах и ах, раз нет отца, то конец всему, можно поставить крест на этих детях, они знать не знают, как нормально строить отношения с противоположным полом, строить семью, с ними все понятно…
Если уж люди науки порой говорят с такой тональностью в своих выводах, то что говорить об обывателях с закостенелыми взглядами! Если утрировать все вышесказанное, то и в народе, и в кругах некоторых (не всех!) исследователей циркулирует мнение, что есть только один вариант вырасти нормальным человеком - воспитываться в полной семье. Нет, я не согласна. Теперь - не согласна. Лет двадцать назад, наверное, меня могли убедить эти выводы. Но то, что я вижу на практике, на примере семей моих школьников, говорит о том, что не все так однозначно, не надо делать выводы о семье по наличию или отсутствию в ней какого-то члена.
В начале 70-х в школе моего отца были классы под буквой “Г”. Туда определяли детей из неполных семей. Я не знаю, в чем состоял педагогический смысл такого разделения (в “А” классы только отличники, значит, в “Б” чуть похуже интеллектом, в “В” - еще хуже, и “Г” - опа-на, безотцовщину), но, как рассказывал отец, ничего хорошего в этом эксперименте не было: “гэшек” всегда обзывали, считали их дураками, хулиганами, про матерей думали только гадости. Отец тоже так к ним относился, пока не подружился с мальчиком из “Г” класса… Оставались лучшими друзьями до конца жизни.
Я считаю, в нашем обществе слишком много стереотипов, и под них порой можно даже и научную базу подвести, чем еще больше укрепить эти стереотипы. Вы сами как относитесь к семье, в которой одна только мама воспитывает детей? Жалеете, сторонитесь, считаете ее семью неполноценной, не способной вырастить “нормальных” членов общества?
Когда я поймала себя на мысли, что стереотипы имеют влияние на мое мышление, мне стало очень неприятно от себя самой. Это было давно, и к счастью, я избавилась от большинства ловушек мышления, в том числе и от этой. На статус семьи нового проблемного ребенка я смотрю в последнюю очередь, когда работаю с ним. Да, это нетрадиционный подход, но зачастую он помогает мне смотреть на проблему более объективно, и не списывать трудности в поведении ребенка на отсутствие у него папы.
Мне кажется, дети, растущие только с мамой, больше страдают именно от циркулирующих стереотипов об их семьях, нежели от факта отсутствия самих отцов. И вот это нагнетание всевозможными исследованиями о вреде неполных семей для психики ребенка делает картину только хуже. К чему ведут все эти выводы и цокание языками? К тому, что женщина должна непременно жить с тираном, абьюзером, психопатом лишь бы была полная семья?..
Нет, я не агитирую против полной семьи, не подумайте. Я агитирую за психологический комфорт детей в собственных семьях. И если женщина понимает, что уйти от отца семейства это единственный способ сохранить психику ребенку, поверьте, ей не так просто дается это решение. И уж точно она уходит с ребенком в никуда не потому, что мужчину не уважает и не умеет строить семью, как выразился тот незнакомец в больнице, а скорее потому, что этого как раз не умеет делать ее мужчина...
Ольга Ракитина