Юлий Борисович Бриннер родился в июле 1920 года во Владивостоке и жил в трехэтажном особняке на улице Алеутской, в доме №15 со своими родителями Борисом Юльевичем, Марией Дмитриевной и старшей сестрой Верой. Это была семейная резиденция в стиле модерн на склоне Тигровой сопки.
Изначально их фамилия писалась как Бринер, позже была добавлена вторая "н", чтобы она не произносилась на английском как Брайнер.
Отец будущей звезды Голливуда Борис Бринер окончил Санкт-Петербургский университет. В Северной столице он познакомился с дочерью владивостокского врача Дмитрия Благовидова - Марией, которая училась в консерватории. В 1914 году они поженились.
Дом на Алеутской принадлежал деду Юла - крупному промышленнику и владельцу пароходно-транспортной компании Юлию Ивановичу Бринеру. Дед не успел порадоваться рождению внука, он умер за четыре месяца до рождения Юла.
Жизнь менялась как калейдоскоп. Еще в 1917 году Приморье было занято большевиками. Семья осталась жить во Владивостоке, надеясь, что власть большевиков - временная.
Юл появился на свет уже в Дальневосточной республике, не признанной ни одной страной, кроме РСФСР. В 1922 году ДВР закончила существование и во Владивосток пришла советская власть.
Когда Юлу было четыре года, его отец Борис Юльевич увлекся актрисой МХАТа Екатериной Корнаковой (женой актера Алексея Дикого) и оставил семью. Отчаявшаяся и потрясенная мать забрала детей и уехала в Харбин. Они поселились в русском квартале под названием Новый город.
Вера и Юлий отправились в школу, где обучение велось на родном языке. В конце двадцатых в многонациональном Харбине осело более ста тысяч эмигрантов из России. Юл, к удивлению, легко заговорил на диалектах китайского языка.
В 1933 году Мария увезла детей в Париж: пришла пора задуматься об их дальнейшем образовании. Вера, обладавшая, как и мать, превосходными вокальными данными, поступила в консерваторию, Юла определили в привилегированный лицей - Монселль.
Расходы оплачивал отец, живший с новой женой Екатериной и приемной дочерью. Юл рос непослушным, прогуливал лицей неделями. Мать, замкнувшись в собственном горе, не могла влиять на сына. Подросток отбился от рук, тем более, что сексуальное мужское начало в нем стало проявляться очень рано и подружек у него всегда хватало. У Юла были русские, немецкие и бурятские корни. Наверное, благодаря такому смешению кровей его внешность казалась экзотической.
Юл в Париже познакомился с известной цыганской семьей Дмитриевичей, выступавшей с музыкальными номерами. Для них Юл Бриннер действительно очень быстро стал своим. Говорят, младшая дочь Димитриевичей Маруся, влюбленная в Юла, однажды нагадала ему, что в будущем он станет королем.
Он подружился с Алешей Дмитриевичем, стал брать у него уроки вокала и игры на гитаре. В свой пятнадцатый день рождения, в клубе "Распутин" Юл с Алешей исполнили романс "Окончен путь", ставший их коронным номером.
Примерно в это же время Юл увлекся акробатикой и загорелся идеей овладеть цирковым искусством. Он быстро адаптировался и в цирковой среде. За кулисами его любили, особенно молоденькие акробатки. Во время выполнения прыжка с трапеции Бриннер повредил спину и мучился от сильнейших болей и врач прописал ему лекарство на основе морфия. Свое недолгое пристрастие к морфию Юл считал слабостью, недостойной настоящего мужчины.
Жан Кокто с первого взгляда признал в Бриннере морфиниста, на этой почве они познакомились и подружились. Кокто познакомил Юла с богемными друзьями Жаном Марэ, позже - с Жан-Луи Барро, Марселем Марсо, Сальвадором Дали. Юл и в эту среду влился легко: пропагандировал русское искусство, таскал всю компанию в "Распутин", пел для них цыганские романсы.
Нередко туманными ночами Бриннер и Кокто пробирались в доки, где покупали опиум у вьетнамских матросов. Юл обожал это чувство нереальности и смертельной опасности: вот им навстречу идет пошатывающийся на нетвердых ногах пьяный моряк, вот - докер приревновал к нему подружку, вот - уличный бандит, поигрывающий "перышком"... Кокто и Юл шли рядом, чуть касаясь друг друга плечом, мгновенно реагируя на любую опасность, готовые друг за друга в огонь и воду.
Но однажды ему все надоело и он решил завязать. Бриннер уехал к тетке В Швейцарию, где провел целый год и лечился в клинике от зависимости. Мать переживала. Семейные драмы подкосили здоровье Марии Дмитриевны, что она стала чахнуть на глазах. В конце 1938 года у нее выявили лейкемию.
В 1940 году 21-летний Юл повез заболевшую мать в Америку в надежде вылечить ее, к тому же в Штаты переселилась его родная сестра Вера, вышедшая замуж за пианиста и ставшая впоследствии знаменитой оперной певицей. Имелась тут и хорошая клиника, куда они с Верой определили мать.
Оказавшись в Америке, Юл первым делом поспешил в Коннектикут, в городишко Риджфилд к Михаилу Чехову - там у русского актера была своя драматическая студия, из стен которой вышли многие голливудские таланты - Мэрилин Монро, Грегори Пек, Энтони Куинн...
Первые годы жизни в Америке оказались очень тяжелыми: Бриннер приехал не зная английского. Харизматичного парня приняли в труппу, несмотря на то, что языком Юл почти не владел. Занимался он в основном перевозкой и установкой декораций, на сцене был в роли статиста, учил язык и часто ездил в Нью-Йорк к матери.
Чтобы заработать матери на лекарства, сиделку и на кусок хлеба, приходилось работать швейцаром, рабочим на бензоколонке или официантом, а с независимым характером Бриннера это было мучительно.
Понемногу он стал получать небольшие роли: яркая экзотическая внешность актера запоминалась зрителям. 1942 году Юл знакомится с молодой актрисой Вирджинией Гилмор, красивой длинноногой блондинкой с очаровательной улыбкой.
Вирджиния рано начала карьеру в кино и к 22 годам уже снялась в нескольких фильмах. Бриннер представился девушке... цыганом. Вирджиния поверила. У него были дерзкие глаза и обещание в голосе, противиться которому было нельзя.
Юла она впервые увидела на вечеринке. Расчехлив свою семиструнную гитару, парень запел с такой страстью на незнакомом языке, что девушка тут же потеряла голову. Влюбившись, вирджиния ради Юла бросила своего любовника - кинорежиссера Фрица Ланга.
К тому моменту Гилмор уже снялась с Гэри Купером в "Гордости янки", с Робертом Янгом в "Западном Союзе" и Цезарем Ромеро в "Высоком, темном и красивом". Пресса называла ее звездой фильмов "второго сорта". Вирджиния была обеспеченной, неплохо зарабатывала, у нее Голливуде была своя квартира, в которой стал бывать Бриннер. Гилмор вообще-то было наплевать, есть у Юла деньги или нет.
Газеты писали, что Вирджиния везде появляется в сопровождении "какого-то цыгана". Студия "The 20th Century Fox" предупредила ее, что она лишится работы, если станет его женой. Юл Бриннер на всю жизнь запомнил эту угрозу и никогда не снимался на этой студии, впоследствии неоднократно приглашавшей его.
В 1943 году , несмотря на проводимое лечение, мать Юла - Мария Дмитриевна умерла. Юл почувствовал себя одиноким, вечерам звонил Вирджинии, уехавшей на съемки, и однажды попросил девушку стать его женой. 6 сентября 1943 года они поженились.
Молодожены вскоре переехали в Нью-Йорк, где Вирджиния дебютировала на Бродвее в комедии "Дорогая Рут". Она по-прежнему зарабатывала тысячи долларов, а Юл не имел постоянной работы, хотя самоуверен был до крайности. Жена протежировала его на съемки в мюзикле "Песнь Лютни" по мотивам китайской пьесы.
На рождество 1946 года Вирджиния родила сына, при рождении мальчика отца рядом не было, а до жены все время доходили слухи о его романах. Вирджиния сходила с ума от ревности: то случилось короткое увлечение мужа Джоан Кроуфорд, то он влюбился в Джуди Гарленд. Джуди была замужем, ее дочке Лайзе Минелли - исполнился год.
С помощью Гарленд Юл был назначен на роль, когда-то сыгранную Рудольфо Валентино в фильме "Шейх", ремейк стала снимать студия Metro-Goldwin-Mayer. Только настойчивость мужа Джуди Гарланд, режиссера Винсенто Минелли, заставила ее уйти от Юла Бриннера, которому было 26 лет, и о чьей мужской магии распространялись легенды.
Несмотря на мнгочисленные романы, Юл с завидным упорством шел к своей цели и в 1946 году удостоился титула "самой перспективной новой звезды Бродвея".
Счастливым для Юла стал 1950 год, когда агент посоветовал ему попробоваться в новый бродвейский мюзикл "Король и я". История основывалась на воспоминаниях вдовы офицера англичанки Анны Леоноуэнс, работавшей учительницей при дворе короля Сиама Монгкута.
Анна рассказывала о том, как обучала его многочисленных детей от жен и наложниц, и о своем влиянии на короля. Якобы благодаря ей и ее особым отношениям с правителем Сиаму удалось отстоять свою независимость от Великобритании.
Мемуары Леоноуэнс "Английская гувернантка при сиамском дворе" и "Роман в гареме" исследователи не считали историческими документами, обычная любовная история, без намека на историческую точность.
В роль он внес загадочность Востока, усвоенную им с детства, опыт исполнителя цыганских романсов, акробата, свою физическую привлекательность и спортивную натренированность, и, прежде всего, актерские уроки, полученные у Михаила Чехова.
Двадцать девятого марта 1951 года Бриннер самостоятельно загримировался и предстал в облике короля Сиама - таинственного восточного деспота со скульптурным телом, привлекающего животной грацией, босого, с обнаженным торсом и волнующим голосом. И это был успех! Но его семейная жизнь постепенно зходила в тупик.
Вирджинии был тридцать два года, она еще могла сниматься, играть на сцене, от работы ее оторвали рождение сына и постоянные волнения, связанные с похождениями Юла. Она начала выпивать, а он наслаждался своим успехом: за кулисы пожать его руку приходили Элеонора Рузвельт, голландская королева Юлиана, генерал Макартур. В то же время у него начинается страстный роман с Марлен Дитрих.
Ей было 49, ему - 31, но это не имело ни малейшего значения, тем более что на вид Дитрих выглядела на 35. "Собственно, благодаря Марлен я чуть-чуть, совсем немножечко понял, что такое настоящая женщина. Она была самой решительной, самой страстной и самой властной любовницей, и ее меньше всего заботило то, что скажут другие ", - говорил Юл Бриннер в конце жизни.
Потом его очаровала Ингрид Бергман, партнерша по фильму. Снова возник бурный роман.
1956 год можно с полным правом назвать звездным годом Юла Бриннера. Три картины сделали ему фактически мировое имя "Десять заповедей" Сесиля де Милля, "Анастасия" Анатоля Литвака, ну и, разумеется, полнометражный "Король и я".
Бриннер, смущенный и не веривший своей удаче, стоял на главном голливудском подиуме и словно во сне смотрел, как к нему приближается прекрасная Анна Маньяни в декольтированном платье, чтобы вручить "Оскар" за лучшую мужскую роль в киноверсии "Король и я".
В конце 1950-х годов Бриннер переезжает в Швейцарию. Он стал миллионером и мог позволить себе жить где угодно. В 1958 году он разводится с Вирджинией, которая катится в пропасть в своем алкоголизме, и покупает себе дом неподалеку от Женевы.
Может быть, если бы Вирджиния не злоупотребляла алкоголем, расставания бы не случилось, слишком долго их связывали любовь и ненависть, неприязнь и дружба, дом и общий ребенок.
В марте 1960 года Бриннер женится на Дорис Клайнер, богатой женщине моложе его на десять лет. Она была классически красива, изысканна и холодна, и Юл выбрал ее потому, что Дорис имела аристократические привычки и как нельзя лучше гармонировала с интерьерами его нового жилища. Она была похожа скорее на античную статую, чем на женщину из плоти и крови. Первое время Юла это привлекало, но весьма недолго. От второго брака родилась дочь Виктория.
В этот период он начинает сниматься в "Великолепной семерке", фильм имеет громадный успех, приносит Юлу миллионы долларов и не меньшее количество почитателей. Лицо его печатается на рекламных щитах сигаретной марки "Мальборо". Стив Мак-Куин и Юл Бриннер, исполнители главных ролей, оказываются героями дня.
Фильм "Великолепная семерка" является американской адаптацией "Семи самураев" Акиры Курасавы, а переделать в вестерн японский киношедевр задумал именно Юл Бриннер.
В 1959 году он купил у Куросавы права на сюжет и приступил к работе над фильмом. Актерский ансамбль подобрался великолепный. Кроме самого Юла в фильме снялись Стив Мак-Куин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн, Илай Уоллак, Роберт Вон, Брэд Декстер.
Герой Бриннера - Крис из "Великолепной семерки", был идеальным рыцарем во всем, что касалось его личной безупречности и профессионального умения. "Кто мы такие?"- спрашивал он себя и произносил монолог, который мог бы стать речью в устах любого героя вестерна: "Жен, детей - нет! Постоянного дома - нет! Людей, которых хотелось бы избежать, - нет! Отдыха - нет! Друзей - нет! Врагов - нет! Врагов - нет? Живых врагов - нет!"
Хемингуэевской темой "победитель не получает ничего" определена была суть экранных образов Бриннера - безупречный и бескорыстный герой. Лицо Бриннера и его харизма таили в себе неразгаданную загадку, никакой утонченности, откровенное сексуальное начало, что сделало его "секс-символом". В середине 1950-х годов критики писали, что "Мерилин Монро - символ женского секса, Юл Бриннер - символ мужского".
Теперь бурный темперамент Юл тратил в основном на кутежи с Фрэнком Синатрой или Стивом Мак-Куином, вечеринки и роскошные приемы.
Юл жил широко и роскошно: уникальная коллекция скульптуры и картин - Пикассо, Модильяни, Утрилло, Дюфи, Дали, коллекция фарфора, замки в Швейцарии и Нормандии, дом в Нью-Йорке, лимузины, дорогие рестораны, празднества, автомобильные гонки и стремительно увеличивавшееся число прихлебателей, кого он называл "мои друзья".
В 1962 году, Юл был разочарован "Тарасом Бульбой", где сыграл Тараса: фильм провалился. Бриннер словно уперся в глухую стену: от кино ему больше ждать нечего, если даже роли, о которых он столько мечтал, на поверку оказались такими же пустяковыми, как и в бесконечных вестернах. Но Юл все равно много снимался, но, в основном, во второстепенных картинах. Удовлетворения от работы не было, зато суммы гонораров росли.
В 1971 году 51-легний Бриннер женился в третий раз - на француженке Жаклин де Круассе. Желая отвлечь Юла от неумеренных возлияний и женщин, она переключила его внимание на ужасы вьетнамской войны и страдания брошенных детей. Кончилось тем, что по настоянию Жаклин супруги съездили в Сайгон и удочерили двух вьетнамских девочек, одну из них назвали Миа - в честь Миа Фэрроу, другую - Мелоди. Вскоре семейная размеренная жизнь утомила Бриннера.
В 1977 году на Бродвее возобновили знаменитый мюзикл "Король и я" и позвали Бриннера. Он усмехнулся: в 57 лет вновь играть короля Сиама, свою вечную роль?!
Часто, стоя на сцене, Юл ловил себя на том, что ищет в зале загадочные глаза Марлен. Увы... За кулисами его теперь встречали только хмурые телохранители и четвертая молодая жена-китаянка. Промучив предыдущую жену Жаклин де Круассе целых четырнадцать лет, Юл женился на 26-летней танцовщице Кэти Ли только для того, чтобы доказать самому себе, что в нем еще горит мужской огонь.
В день 4000-го представления "Короля..." ( а всего их было 4633) Юл узнал, что у него неоперабельный рак легких. За месяц до смерти он вдруг внезапно прогнал жену-китаянку - его страшно раздражало, что Кэти Ли не понимает русского языка, и потребовал, чтобы за ним ухаживала его кузина Ирина Бринер, с которой до этого он не общался много лет.
Несмотря на адские боли, Юл острил, иронизировал, раз в неделю требовал сбривать с головы остатки волос, одевался исключительно в черное - свой излюбленный цвет даже при том, что не вставал с постели. С Ириной Юл говорил только по-русски.
Незадолго до конца Юл попросил гитару, задумчиво перебирал струны, вздыхал, а потом все же грустно запел, заполняя комнату сильным баритоном: "Окончен путь, устала грудь, и сердцу хочется немного отдохнуть..."
Юл Бриннер умер 10 октября 1985 года, ему было 65 лет.
Когда ознакомились с его завещанием, родственники и друзья были потрясены: все свое огромное состояние - 20 миллионов долларов - Юл тем не менее оставил последней жене, с которой прожил всего два года.
Детям не досталось ни цента. "Загадочная русская душа..." - пожали плечами американцы.
Вирджиния Гилмор пережила бывшего мужа всего на полгода и умерла в возрасте 66 лет. Она больше не выходила замуж, долго боролась с болезненным пристрастием к алкоголю. Последние несколько лет своей жизни она была лидером группы Анонимных Алкоголиков.
Во Владивостоке перед домом на Алеутской установлен памятник Юлу Бриннеру.
#юл бриннер #вирджиния гилмор #знаменитости #биографии #голливуд #стив маккуин #марлен дитрих
Здесь можно прочесть статью о Стиве Мак-Куине: Они встретились на съемках фильма "Побег" - Стив Маккуин и Эли Макгроу: идеальный брак, превратившийся в кошмар
и Чарльзе Бронсоне: Харизматичный и брутальный Чарльз Бронсон: "Я похож на скалу. Что находят во мне зрители?"
Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!