В начале ХХ века на российской эстраде появился новый жанр – так называемые «песни каторги».
Началось все с постановки на сценах страны новой пьесы М. Горького «На дне», мгновенно ставшей невероятно популярной. Автор поместил в пьесу вставной музыкальный номер – фольклорную песню каторжан «Солнце всходит и заходит», которая тоже быстро и прочно заняла свое место на концертных эстрадах. И вот уже по всей России в концертах, а иногда даже и в оригинальных костюмах, солисты и целые вокальные ансамбли стали петь:
И-эх!.. – вы, цепи, мои цепи,
Да вы железны сторожа, –
Не сорвать мне, не порвать вас …
И-эх!.. – да истомилася душа!
Солнце всходит и заходит. Народная песня. Поет Ф. И. Шаляпин.
В песне была и тоска по воле, и обида на судьбу, слышались и какая-то безысходность, и страстная, неуемная печаль …
И все это происходило на фоне народных волнений первой русской революции, «народовольческих» настроений в обществе, незамедлительно приковывало к себе всеобщее внимание, интерес, становилось даже модным.
Популярные исполнители немедленно откликнулись на появление нового жанра. Сразу записал на граммофон модную песню знаменитый киевский певец Оскар Исаевич Камионский, которого одно время называли даже «русский Баттистини» в честь итальянского «Короля баритонов». На этикетке старой пластинки надпись: «Солнце всходит и заходит» из драмы «На дне» Горького. Исп. О. И. Камионский с хором Ф. П. Павлова».
Ф. И. Шаляпин в первый раз записал песню на граммофон 18 августа 1910 года, вероятно, в Москве и тоже с хором. Еще одну запись этой песни он сделал уже 4 января 1924 года в Нью-Йорке для граммофонной фирмы «Виктор». В этот раз под аккомпанемент фортепиано со своим другом пианистом и композитором Федором Федоровичем Кенеманом. Федор Иванович эту народную песню тюремного фольклора часто исполнял в концертах. Ему приходилось исполнять ее и перед заключенными. Так, он включил ее в свою концертную программу 25 декабря 1923 года, когда участвовал в благотворительном Рождественском концерте в американской тюрьме Синг-Синг.
В 1905 году случилась амнистия, и на эстраде тут же появились и другие песни подобного плана. Так зарождался новый жанр – «песни каторги». Еще и сейчас, листая в архивах пожелтевшие нотные страницы столетней давности, можно прочитать:
25 песен сибирских каторжан, бродяг и инородцев. Для хора и для одного голоса с аккомпанементом фортепиано или фисгармонии. Собрал и записал в Сибири (1908 г.) В. Н. Гартевельд.
«По снегу олень бежит». Для тенора соло со свирелями. Самоедская тема. Свирель передается лучше всего на фисгармонии.
Под словами «инородцы» и «самоеды» подразумевались коренные народы Сибири, местные национальные меньшинства. Так их тогда называли.
На обратной стороне нот помещалось пояснение. Кажется, лучше, чем безымянный автор того далекого времени никто и не сможет объяснить все своеобразие появившегося нового жанра.
Песни Каторжан.
Гениальный Глинка сказал: «Народ творит, а мы только аранжируем». Многие известные музыканты-композиторы и ученые этнографы предпринимали неоднократно путешествия для записи «на месте» народной поэзии и песен. Но никому еще до сих пор не приходилось записывать песни каторжан, и главной причиной этого обстоятельства являются те громадные затруднения, с которыми сопряжено появление частного лица на каторге, не говоря уже о ее тюрьмах.
В. Н. Гартевельду впервые удалось исследовать область, совершенно покрытую мраком, а именно «песню каторги» – музыкальную литературу сибирских каторжников, беглых, бродяг и инородцев (самоедов, остяков, киргизов и др.)
Вильгельм Наполеонович Гартевельд родился в 1862 году в Швеции. Высшее образование получил в Лейпциге, где одновременно посещал университет и консерваторию. В России В. Н. Гартевельд поселился в 1885 году и приобрел известное имя, как композитор. Летом 1908 года он совершил путешествие по Сибири, объехал все каторжные тюрьмы, и, благодаря сочувствию администрации к его миссии, он имел возможность собрать и записать на месте неизвестные до сего времени напевы и песни каторжан. В этих песнях слышится весь психический мир заключенных: есть молитвы, застольные песни, любовные излияния, разбойничьи песни, подкандальный марш – одним словом, все моменты жизни находят себе иллюстрацию в этих песнях.
Так как в тюрьмах запрещены всякие музыкальные инструменты, то каторжники исполняют «Подкандальный марш» на гребешках с тихим пением хора и равномерными ударами кандалов. Марш этот производит на слушателей потрясающее впечатление, его можно назвать «гимном каторги». Сибирские же бродяги сопровождают свои песни игрою на сибирских свирелях, а остяки, самоеды и киргизы употребляют инструменты под названием «киатонг», «дайхе», «кобыза» и другие, которых, как и сибирских свирелей, в России нет. Поэтому пришлось струнные восточные инструменты заменить роялем, а свирели передавать через фисгармонию.
21 февраля 1909 года В. Н. Гартевельд читал доклад о своем путешествии в публичном заседании Императорского Общества антропологии и этнографии, а в Москве дал ряд больших концертов. Концерты эти имели колоссальный успех.
В настоящее время В. Н. Гартевельд совершает большое турне по всей России, которое закончится двумя концертами в Петербурге в октябре сего года.
Друзья! Рад вашим комментариям!
Не забудьте, пожалуйста, подписаться на канал. Впереди много интересного!
Не забывайте про лайки - палец вверх!!