Ваш мозг постоянно занят обеспечением вашего выживания. Он всегда стремится получить больше: больше вознаграждений, больше физической безопасности, больше социальной поддержки и больше уважения окружающих. За каждое из этих стремлений отвечает определённый гормон.
Лоретта Бройнинг − основательница проекта Inner Mammal Institute, который обучает людей управлять гормональными всплесками для гармоничной жизни. Заслуженный профессор Калифорнийского университета, автор нескольких книг и блога о природе счастья. О её работе писали в авторитетных журналах Psychologies и Real Simple.
Лоретта решила изучать эту тему из-за своей мамы, которая в её детстве чувствовала себя несчастной и считала, что дочь должна испытывать то же самое. Так родилась её научно-популярная книга «Гормоны счастья», согласно которой для создания новых нейронных связей нужно 45 дней постоянной практики из описанных упражнений. Давайте попробуем?
Но для начала познакомимся с нашими гормонами счастья поближе.
Дофамин
В мозге каждого человека живут ожидания вознаграждений с точки зрения выживания и способов их достижения. Дофамин отвечает за расход энергии: благодаря ему мы пополняем свои ресурсы, когда видим путь к удовлетворению потребностей. Он помогает решить, что заслуживает усилий. При этом мозг экономит энергию для редких наград. Плоды вишни не вызывают у нас прежних чувств, ведь их легко получить.
Профессиональная или социальная активность − более сложные для достижения успехов, чем ягоды или сахар. Чтобы построить карьеру врача или артиста, получить вознаграждение от общества, нужно приложить немало усилий. Мозг продуцирует дофамин с каждым шагом к цели. Однако этот нейромедиатор быстро расщепляется, и нам приходится ставить новые цели в поисках новой награды. То есть выработку дофамина стимулирует именно ожидание вознаграждения.
Прилив этого гормона вызывает чувство комфорта, которое мотивирует действовать снова и снова. Например, марафонец ощущает прилив дофамина при виде финишной ленточки, а футболист − забив гол и исполняя танец победы. Мы приобретаем нейронные связи на основе жизненного опыта, поэтому кто-то испытывает голод, когда смотрит кулинарное шоу, а кто-то − только при виде любимой еды.
Даже если мы спокойно сидим, дофамин заставляет сканировать детали окружающего мира, которые относятся к нашим нуждам. Это работает на уровне подсознания, поэтому отследить такие эпизоды нервного возбуждения у самого себя сложно. Вы можете попробовать наблюдать за другими людьми, и со временем вы начнёте лучше понимать себя. Обратите внимание, когда и как это происходит: на работе, в свободное время, в ком-то другом и в связи с неожиданным вознаграждением.
Эндорфин
Этот гормон дарит нам такое чувство, как эйфория. Однако запускает его синтез... физическая боль. Так задумано природой: эндорфин маскирует боль на короткое время, чтобы млекопитающее могло спастись. Выброс эндорфина помогает совершить то, что необходимо для выживания, несмотря на дискомфорт. Действие данного нейромедиатора ограничено, ведь у боли своя роль − сообщить, что с нами что-то не в порядке.
Получается, наш организм способен вырабатывать природное обезболивающее, похожее по действию на опиаты. Таким образом, морфин − это искусственный эндорфин. Небольшие приливы эндорфина мы получаем благодаря сокращениям гладкой мускулатуры при смехе и плаче, ещё при физических упражнениях. Искусственный смех не приведёт к состоянию эйфории, и эндорфин не смягчает душевную боль.
Адреналин − это не то же самое, что эндорфин. Он призван дать нам дополнительные энергетические ресурсы, чтобы немедленно действовать. Наш мозг автоматически готовится к боли в потенциально опасных ситуациях, даже если мы знаем, что несёмся на американских горках, пристёгнутые защитными ремнями. Также адреналин усиливает как негативные, так и позитивные сигналы других нейрохимических веществ.
Обратите внимание, когда и как в следующих ситуациях в вашем организме работает эндорфин: вы получили ранение или травму и в течение нескольких минут не осознавали этого; вы почувствовали удовлетворение от большой физической нагрузки; вы почувствовали удовлетворение после искреннего продолжительного смеха; вы почувствовали удовлетворение после искреннего плача.
Окситоцин
Результаты действия окситоцина: мы чувствуем, что можем рассчитывать на чью-то поддержку; мы доверяем кому-то или понимаем, что доверяют нам; мы удовлетворены принадлежностью к группе или ощущаем безопасность во внутригрупповых отношениях. Этот гормон дарит нам удовольствие не быть настороженными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение довериться другим, а, скорее, физическое чувство безопасности, возникающее от близости тех, кому мы доверяем.
Социальные связи обеспечивают млекопитающим выживание, поэтому наш мозг чувствует себя комфортно внутри таких связей. Выработку гормона доверия у млекопитающих стимулируют прикосновения. Поэтому приматы часто ухаживаю за шерстью друг друга, когда ищут там насекомых и мусор. Однако люди получают удовлетворение от социальных связей даже с теми, кого нет в данный момент рядом.
При разрыве контакта уровень окситоцина снижается, появляется чувство тревоги и на сцену выходит гормон стресса − кортизол. Сегодня длительная взаимная привязанность внутри групп людей встречается гораздо реже. Люди покидают те группы, в которых они выросли, но их мозг продолжает жаждать окситоцина всю жизнь. Иногда мы чувствуем, что хотим жить там, где нас все знают, или находиться на переполненном стадионе или общаться на форумах в социальных сетях, состоять в партии.
Обратите внимание на те ситуации, когда окситоцин снижает вашу настороженность и у вас появляется чувство комфорта и защищённости: кто-то защищает или поддерживает вас; вы защищаете или поддерживаете кого-то; вас касается тот, кому вы доверяете; вы находитесь в физической близости с человеком, которому доверяете.
Серотонин
Уважение со стороны окружающих способствует выработке серотонина. Полученное удовлетворение мотивирует к поиску дополнительных источников уважения окружающих. Это обеспечивает повышение перспектив нашего выживания. У всех живых существ есть серотонин, даже у амёбы! В мире животных драки происходят при условии, что соперники уверены в своих силах. Обычно они могут оценить свой потенциал и не вмешиваться в конфликт с более сильным противником.
В мире людей позиция доминантная может легко заменяться подчинённой несколько раз за день. Мы стремимся избегать конфликтов, потому что из-за них наши гены могут исчезнуть и не получить продолжения. Наш мозг очень внимателен к социальной среде. При обнаружении возможности безопасным способом утвердиться в ней он награждает нас щедрой порцией такого вещества, как серотонин.
Агрессия и доминирование в группе или обществе − разные понятия. Кортизол порождает агрессию, а она − негативные эмоции. Серотонин дарит нам чувство комфорта и собственной важности. Мы легко замечаем его в других, но не любим обнаруживать подобное стремление у себя.
Обратите внимание на: кого-то, чьё стремление подчёркивать собственный статус вам не нравится; кого-то, чьё стремление подчёркивать собственный статус вам нравится; моменты, когда вы чувствуете уважение к себе со стороны других; моменты, когда вы чувствуете свои преимущества в конкуренции с другими.
Читайте также: полезные привычки, которые помогут вырабатывать дофамин, эндорфин, серотонин и окситоцин.
Когда мы чувствуем себя хорошо, мозг синтезирует такие гормоны, как дофамин, эндорфин, окситоцин и серотонин. Для человека естественно искать ощущение удовольствия. У всех у нас есть приятные нам занятия: от траты денег до их накопления, от любви к вечеринкам до стремления к одиночеству, от склонности к спорам до готовности соглашаться.
Ни одно из этих занятий не может приносить нам удовлетворение постоянно. Но мы можем научиться благодаря полезным привычкам включать приливы счастливых гормонов, понимая, как они работают.
Скоро будем строить новые нейронные связи ❤️ А пока поделитесь своими наблюдениями − как вы чувствуете выброс гормонов счастья?
#книги #что почитать #гормоны счастья #гормоны #счастье #дофамин #эндорфин #серотонин #окситоцин #нейронные связи