Почему перепроизводство — это проблема?
Проблема перепроизводства — это главный спутник рыночной экономической системы и уникальная черта современности. В докапиталистическую эпоху был реальный недостаток в экономических благах, потому что хозяйства сильно зависели от природных стихий: засухи и наводнения вызывали неурожай, и люди массово гибли от голода.
Сегодня в большинстве своем люди умеют справляться с этими проблемами, а современный человек страдает не от недостатка, а от избытка экономических благ. Парадоксально, но больше миллиарда людей в мире страдает от того, что было произведено слишком много еды, им негде жить, потому что построено слишком много квартир и домов. Они мерзнут от холода потому, что было произведено слишком много тепла.
Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, в росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.
В отличие от экономических циклов экономические кризисы всегда есть кризисы перепроизводства, т.е. регулярно повторяющиеся или нерегулярные временные спады производства, причиной которых являются нарушения пропорциональности в системе общественного производства. Классическая марксистская политическая экономия объясняла периодически повторяющуюся диспропорциональность противоречием между общественным характером капиталистического производства и частным присвоением производимых продуктов, а также вытекающими из этого противоречия стихийностью и анархией воспроизводственного процесса. Такое объяснение и в настоящее время в общем остается верным. Надо только заметить, что суть дела не в капитализме вообще, а в частной собственности на основные экономические ресурсы и в связанной с нею анархической организации общественного производства, не имеющей иного регулятора обмена, кроме рыночного.
Исходя из этого противоречия, классики политической экономии всегда указывали на необходимость упразднения частной собственности на основные средства производства, которые в их время фигурировали прежде всего в виде фабрик и заводов, а также крупного финансового капитала. Национализации мелкой частной, в том числе капиталистической собственности в их программе не было. То, что в Советской России был взят курс на огосударствление всех средств производства вплоть до мелкого инвентаря, надо считать историческим исключением, обусловленным известными объективными и субъективными обстоятельствами, прежде всего бешеным сопротивлением мирового частного капитала социалистической революции.
К сожалению, советская теоретическая школа закрепила этот случайный исторический факт догмой о несовместимости любой капиталистической и даже любой частной собственности с социализмом, выразив ее в формуле «диаметральной противоположности капитализма и социализма». В наше время, когда широкое распространение получили различные формы коллективной, акционерной, корпоративной частной собственности, находящейся в фактическом распоряжении не капиталистов и не собственников-акционеров, а их наемных управляющих, ссылка на капитализм не точно характеризует природу экономических кризисов. Правильнее сущность кризисов объяснять противоречием между общественным характером производства (гораздо более значительным, чем в XIX веке) и не общественными формами собственности на основные экономические ресурсы.
В конечном счете главная причина кризисов заключается в том, что стратегические направления экономического развития общества реализуются не посредством принятия взвешенных сознательно обдуманных решений компетентных общественных органов управления, а стихийно, методом проб и ошибок, путем столкновений множества частных решений и воль.
Кризис в такой системе общественного развития служит своеобразным сигналом, что приведшие к нему решения были неправильными и надо искать другой путь.
Понимание того, что кризисы являются прямым следствием рыночной организации общественного производства, в настоящее время является достоянием не только марксизма. Мы видели, что кейнсианская концепция в более мягких выражениях, в сущности, утверждает ту же самую истину. Из этого следует, что упразднить кризисы можно только при условии упразднения рыночной организации экономики. Но решить эту задачу волевым насильственным способом, организацией только политической власти и национализацией средств производства, как считали в свое время большевики, невозможно. Организация экономики является прямым следствием ее технического и технологического уровня.
Вместе с тем, из того же факта обусловленности организации общественного производства характером и уровнем развития производительных сил следует, что рыночные отношения нельзя пытаться законсервировать, сохранить из идеологических соображений их мнимых вечных достоинств.
Правильный вывод, который следует из понимания сущности экономических кризисов, состоит в том, что рыночные отношения нужно дополнять плановыми отношениями сознательного экономического регулирования.
В ходе кризиса рыночная экономика последовательно проходит четыре фазы цикла: собственно кризис, или спад, депрессию, оживление и подъем, в верхней точке которого иногда происходит особо сильный перегрев экономики, называемый бумом. Подъем (бум) подготавливает почву для последующего кризиса и очередного цикла.
Кризис выражается прежде всего в том, что товаров произведено значительно больше, чем их можно реализовать на рынке, поскольку в макроэкономическом масштабе не существует планомерной координации между производством продуктов и распределением денежной массы, определяющей рыночный спрос. Ограничение возможностей реализации ведет к увеличению товарных излишков, не находящих сбыта, потому что мгновенно остановить налаженный процесс производства невозможно.
Далее события следуют в режиме цепной реакции. Предприниматели свертывают производство и увольняют рабочих. Резко увеличивается безработица. В результате покупательная способность населения сокращается еще больше, чем до начала кризиса, что в свою очередь ведет к расстройству торговли. Нарушаются кредитные связи, растут неплатежи. Предприниматели испытывают острую нехватку денежных средств для текущих платежей. На биржах разражается паника, которую усиливают действия биржевых спекулянтов, – курсы акций, облигаций и других ценных бумаг стремительно падают. В условиях конкурентного рынка быстро распространяется волна банкротств промышленных предприятий, банковских и торговых фирм. В условиях монопольного рынка, напротив, растет инфляция издержек и цены остаются монопольно высокими, усиливая ценовой пресс на население и мелкий бизнес.
Обесценение товаров, безработица, инфляция, падение реальных доходов большей части населения, прямое уничтожение части основного капитала - все это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем разорения множества предприятий, разрушения производительных сил и обнищания значительной части населения кризис насильственно приспосабливает размеры производства к размерам платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.
После кризиса наступает депрессия – это фаза цикла, характеризующаяся застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы денежного капитала, обусловливающей инфляцию спроса. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема. Постепенно рассасываются товарные запасы. Стремясь восстановить прибыльность своих предприятий, предприниматели заменяют устаревшие машины и оборудование, внедряют новую технологию, совершенствуют организацию, повышая производительность капитала и интенсифицируя труд работников. Начинается переход от депрессии к фазе оживления, когда предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня. В этот период ускоряется рост цен и прибылей.
В следующей фазе цикла – фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. В этот период происходит активное строительство новых предприятий и модернизация старых, увеличивается занятость, а вместе с ней и спрос на товары со стороны населения. Растут цены, начинается спекулятивный бум, так как торговый капитал старается закупить возможно больше товаров в расчете на дальнейшее повышение цен, толкая тем самым промышленников на еще большее расширение производства. Банки охотно выдают предпринимателям ссуды, стремясь получить свою долю дохода. Все это ведет к стихийному расширению производства и торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Тем самым создаются предпосылки для очередного экономического кризиса перепроизводства.
Кризис, охватывающий все сферы хозяйства, называется циклическим, или общим кризисом перепроизводства.
Циклические кризисы нередко перемежаются промежуточными кризисами, которые отличаются от общих тем, что не дают начала новому циклу, а прерывают на некоторое время течение фазы подъема. Промежуточный кризис менее глубок, менее продолжителен, чем общий кризис, и носит обычно локальный характер. Чем сильнее промежуточный кризис, тем слабее последующий циклический.
Кроме того, могут иметь место отраслевые кризисы, охватывающие одну или несколько отраслей, и структурные кризисы, например, энергетический, сырьевой, продовольственный. Причинами таких кризисов являются недостатки и ошибки в системе макроэкономического управления, если не полное его отсутствие.
Экономический кризис приводит к устареванию средств производства, которые уже не в состоянии обеспечить прибыльную работу капитала. В то же время он создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис приводит к преимущественно интенсивному развитию экономики.
Кризис является важнейшим элементом саморегулирующего механизма рыночной экономики. Экономический кризис вездесущ, он ощущается практически во всей экономике. Взаимосвязь элементов экономики практически никому не позволяет избежать депрессии или инфляции. Однако следует учитывать, что экономические кризисы по-разному и в разной степени влияют на отдельных людей и секторы экономики.
«Мир стал слишком материальным, а о душе мало кто думает. Пока мы живем в мире, где основной критерий эффективности — это частная прибыль, вряд ли мы сможем вырваться из этого кольца. Если мы сравним качество техники, мы увидим, что в товары, которые считаются долгосрочными приобретениями, закладывается ускоренная утилизация. Они должны отслужить свой срок 5–10 лет, а потом их пускают под пресс. Если мы сравним с техникой, которая была раньше, например, с немецкими стиральными машинами, которые раньше могли служить 15 лет. Сейчас 5 лет — максимальный срок. Нет особой потребности менять телефоны каждые полгода, но маркетинг создает спрос и общественное мнение, которые говорят, что это нужно делать для поддержания своего социального статуса. Он почему-то поддерживается этими материальными безделушками».
У людей должны быть совершенно другие приоритеты. Но это проблема мировоззренческая, философская. Она влияет на материальный мир. А материальный мир влияет на нас. Государства пытаются вмешаться в эту ситуацию, которая уже во многом вышла из-под контроля. Например, во многих странах уже законодательно запрещено уничтожать непроданные продукты питания.