В моде уже давно существует правило, которое гласит, что все популярные стили должны превратиться из модных в устаревшие и снова стать модными в течение 20 лет. Так называемое «правило 20 лет» контролировало цикл трендов в течение десятилетий — до тех пор, пока не появился TikTok.
С тех пор как началась пандемия COVID-19 и использование TikTok выросло на 180% среди 15-25-летних, мода 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов, Y2K и 2010-х годов оказалась снова в тренде. На TikTok достаточно одного или двух вирусных постов, демонстрирующих определенную эстетику, чтобы стиль стал «микротрендом» или пользователи испытал острое желание приобрести эту вещь. Микротренды, к слову, живут всего несколько недель или месяцев, прежде чем снова выйдут из моды.
Только в течение 2021 года СМИ освещали десятки модных тенденций, которые начались на TikTok. Например, один пост от создателя с несколькими тысячами подписчиков познакомил общество с понятием Cheugy («чуги»), которое используется для описания предметов, которые примерно на пять лет вышли из моды. Также называют и людей, которых считают несовременными.
Когда определенные косметические товары или предметы одежды становятся вирусными, они быстро распродаются — люди спешат их массово покупать, например, леггинсы Amazon с подтяжкой ягодиц, платья Selkie и тональный крем L'Oreal. Согласно данным, которые предоставляет онлайн-сервис Stitch Fix, тенденции TikTok напрямую влияют на товары, которые клиенты ищут на сервисе. Только за последний год количество запросов с упоминанием TikTok увеличилось на 75% и включало упоминания о таких тенденциях, как Y2K, Cottagecore и Dark Academia.
Колоссальные 92% потребителей говорят, что доверяют мнению других о том, что на них хорошо смотрится — с помощью TikTok они просто получают эту информацию от гиперперсонифицированного алгоритма, а не от профессионального стилиста. Поскольку алгоритм TikTok может сделать видео буквально любого человека популярным, люди с небольшим количеством подписчиков могут непреднамеренно начать формировать то, как миллионы людей одеваются и тратят свои деньги. Все, что требуется, — это одно средство массовой информации, проливающее свет на вирусный пост, чтобы он покинул сторону TikTok и стал доступным для всего мира. Например, сообщения TikTok о том, как зумеры осуждают миллениалов за любовь к джинсам-скинни в марте 2021 года, на самом деле привели к изменению того, какие джинсы люди начали покупать. Данные компании Stitch Fix показали ежемесячное снижение запросов на джинсы-скинни на 12%, а запросы на широкие джинсы выросли на 54%.
Если верить авторам прогнозов тенденций на TikTok (да, уже есть и такие), 2022 год станет годом инди, авангардного апокалипсиса и новой космической эры. Даже эксперты, которые далеки от платформы, ожидают, что следующий год будет наполнен максимализмом, избытком и множеством гипер-специфической эстетики.
Почему TikTok оказывает такое большое влияние на цикл трендов, индустрию моды и наши привычки к личным расходам? Во-первых, у приложения более миллиарда пользователей. Его охват и персонализированный характер делают то, что является вирусным на TikTok, повсеместным. Во-вторых,TikTok предлагает нефильтрованный и аутентичный подход к моде. Согласно последнему отчету Afterpay о тенденциях в области моды и красоты, молодое поколение покупателей смотрит на своих любимых инфлюенсеров. Красота — это огромная форма самовыражения для потребителей поколения Z, особенно потому, что их поколение не хочет ничего большего, чем быть понятым и оцененным, говорят специалисты.