Как театр начинается с вешалки, так любой бизнес – с идеи. Потому что невозможно построить свое дело, если нет хотя бы примерного представления о том, чем, собственно, заниматься. Идей полно, они окружают нас на каждом шагу, а порой могут буквально валяться под ногами. Но не всякая идея хороша. Как выбрать достойную реализации? Сейчас расскажем.
Связь с реальностью
Удобрения для яблонь на Марсе, безусловно, хорошая идея. Но в ближайшие пару веков едва ли на нее будет высокий спрос. Можно, конечно, работать на перспективу – Илону Маску не понадобится марсианское такси, его там уже ждет собственный кабриолет. Но начинать, все же, стоит с чего-то более реального. Как мы говорили ранее, бизнес должен решать какую-то проблему потребителя.
Поэтому начать проверку своей идеи стоит с опроса. Выясните, насколько нужно людям то, что вы собираетесь предложить. Но не начинайте с самой идеи – велика вероятность, что “ранние пользователи” ограничатся односложными ответами. Начать обсуждения лучше с постановки проблемы. Узнать, почему люди не делают чего-то, что им мешает и как это изменить.
Можно провести полноценное исследование по всем правилам социологии и маркетинга. Но нет ничего зазорного и в том, чтобы на первых этапах ограничиться опросом знакомых и родственников. Однако избегайте сослагательного наклонения – не стоит зацикливаться на том, “что было бы, если бы”. Нужно сконцентрироваться на том, что есть или чего нет сейчас. Также важно меньше говорить и больше слушать – это даст вам возможность получить мнение человека, а не просто подтверждение своих выкладок его словами.
Идея сейчас
Затем, когда этап предварительной модерации пройден, посмотрите на конкурентов. Они почти наверняка есть – даже если вы заходите на новый рынок или вообще создаете свой сегмент. Жизнеспособность вашей идеи может выявить прямое сравнение с другими, уже существующими решениями.
Для этого нужно:
- Изучить их сайт, понять, как давно он работает;
- Проанализировать трафик: его объем, откуда попадает, есть ли сезонные всплески и спады;
- Проверить социальные сети конкурентов. Важны просмотры, комментарии (особенно негативные), вопросы, акции и розыгрыши.
На этом этапе основная задача – понять нишу, в которой находится продукт. Контринтуитивный момент: иметь крупных и развитых конкурентов – хорошо. Зачастую, это означает, что рынок большой и востребованный. Но стоит обращать внимание и на слабых конкурентов. Их ошибки и неудачи помогут вам заранее найти узкие места и подводные камни.
Нелишним будет изучить тренды и динамику поисковой активности. В интернете есть платные и бесплатные сервисы, позволяющие выявить связанные ключевые слова и получить много другой полезной информации. Стоит посмотреть, как менялся спрос за хотя бы последние пять лет. Очевидно, что не стоит выпускать продукт на стагнирующем рынке.
Идея завтра
Редко у кого есть возможность сразу играть “в долгую”. Для большинства бизнес-идей одним из основных критериев эффективности являются сроки окупаемости. Речь необязательно идет о мгновенном доходе. Но чем позже проект даст плоды – тем больше неизвестных факторов могут на него повлиять. Что, впрочем, не значит, что от идеи нужно непременно отказаться. Однако в этом случае потребуется заложить более объемную “финансовую подушку” на случай непредвиденных кризисов.
Также необходимо просчитать экономику будущего проекта. Где нужно будет учесть стоимость аренды либо покупки помещения, оборудования, инвентаря, цену на энергоносители и логистику. Очевидно, что выращивать персики на Ямале, в силу климата, очень сложно. А потому даже при повышенном спросе теплицы для плодовых плантаций едва ли окупят себя. Куда дешевле будет возить те же персики со Ставрополья. В то время, как перерабатывающее производство лучше располагать по возможности ближе к местам добычи – дабы сэкономить на транспортировке сырья.
В любом случае, вам придется провести множество сложных расчетов и вычислений. Если средства позволяют, можно заказать исследование специальным организациям. Но можно сделать все самостоятельно. Тут есть одно важное преимущество: помимо экономии ресурсов, вы будете обладать не только исчерпывающими данными исследования – но также будете досконально знать весь процесс. Что поможет в будущем масштабировать проект или запускать новые идеи.
А если в какой-то момент ощутите нехватку каких-либо знаний или компетенций – не беда! Вам поможет Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы. Для столичных бизнесменов доступны их образовательные программы. А чтобы записаться на интересующие курсы, нужно всего лишь выбрать нужный пункт на сервисе “Бизнесмаркет” и оставить заявку.