Найти в Дзене

Почему растут цены? Разбираем «эффект домино» на примерах от гречки до ценных бумаг

Оглавление

Сегодня мы постоянно становимся свидетелями скоростного процесса роста цен. И неважно, что это: ценные бумаги или килограмм сахара. С чем экономисты связывают подобные скачки и почему они так боятся «эффекта домино»? Попробуем разобраться.

Причины скачков

Начиная с одного из масштабных кризисов XXI века, который произошел в 2007-2009 годах, цены могут либо идти в гору, либо резко падать.

Так называемые «спонтанные продажи» в кризисные и спокойные для экономики времена становятся одним из самых частых процессов. Такие продажи чаще всего прослеживаются в банках. Начинается процесс с момента выдачи клиенту вклада. Для того чтобы кредитная организация смогла удовлетворить запрос клиента, необходимо обладать свободными финансами, поэтому банк начинает продажу своих ценных бумаг. Полученные с продаж деньги будут выданы вкладчику. По сути, самый обычный процесс, который происходит в любой кредитной организации мира.

Но если банк является крупным и операция насчитывает не менее пяти-шести нулей, то происходит процесс подключения других кредитных организаций. По примеру первого остальные начинают также продавать свои ценные бумаги, и цена на них начинает падать.

В этом процессе следует выделить две основных причины падения цен.

  1. Во-первых, массовые продажи. Резкий рост предложения ведет за собой резкий спад цены, так как на рынке деньги остаются на прежнем уровне, а ценные бумаги увеличиваются в количестве. Таким образом, покупатели будут скупать их по меньшей цене.
  2. Во-вторых, охлаждение покупательского порыва. Начало продаж ценных бумаг влияет на спрос: пошел спрос — значит, нужно продавать. Покупатели сами становятся продавцами. В итоге цена падает, количество ценных бумаг к продаже увеличивается.

«Эффект домино»

Эффект домино – это процесс, в рамках которого случаи перемен в одной деятельности вызывают цепную реакцию и влияют на ваши прочие поступки. «Эффект домино» могут вызывать не только продажи, но и покупки. Более того, примечательно, что об этом знали почти столетие назад! Людвиг фон Мизес в 1931 году для описания «эффекта домино» использовал понятие «неистовые покупки» (frenzy purchases).

Примечательно то, что данный эффект в основном связывают с товарами, нежели с ценными бумагами компаний. Мы с вами неоднократно попадали в ситуации, когда наш спрос порождал реальный рост цен. На основе слухов человек идет и скупает больше товара, который на складах начинает резко уменьшаться. Из-за сокращения запасов товара на складах поднимается цена. Таким образом, люди отмечают, что цены действительно растут, как и предсказывали им. В связи с этим покупатель еще больше начинает тратить денег, а цены вновь поднимаются.

По мнению экономистов, самым страшным являются именно неистовые покупки. Ведь для покупки человек идет в банк и забирает оттуда деньги. С этого и рождается «эффект домино» в экономике государств.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Может ли убить бессоница? Сколько может прожить без сна человек

Чем отличаются самые дорогие яхты мира? Удивляющие подробности мегасудов богатых и знаменитых

Опубликован новый рейтинг счастья мировых стран. Насколько счастливы россияне?