Найти в Дзене
АвтоДвиж

Что ждать от завода ПАЗ: какие автобусы уходят в историю, а какие придут им на смену

Времена нынче кризисные, но весь рынок коммерческих автомобилей в РФ стремительно растет. Даже удивительно. Вот, в частности, и автобусов (малых, средних и больших, но без учета вахтовок и маршруток типа "ГАЗелей") в 2021 году было продано аж на 15% больше. Если интересны конкретные цифры, то пожалуйста: по данным агентства "Автостат Инфо", количество зарегистрированных в ГАИ автобусов равнялось 14732 штукам в 2021 году и 12848 штукам в 2020-м.

Какой автобус оказался самым популярным у перевозчиков? Думаю, многие догадаются. Да, тот же самый, что и все последние годы: ПАЗ-3205. Причем спрос на него подпрыгнул аж на 37,5%! И этому тоже есть очень простое объяснение. В сентябре пазовцы озвучили, что самый дешевый вариант "пазика" с 8-цилиндровым бензиновым мотором ЗМЗ снимается с производства, поскольку Заволжский моторный завод с декабря перестанет делать эти агрегаты. И, по-видимому, многие перевозчики из числа постоянных покупателей таких "пазиков" поспешили "запрыгнуть в последний вагон" и успеть обновить свой подвижной состав. Иными причинами не объяснить, почему к декабрю спрос на модель 3205 удвоился по сравнению с 2020-м годом!

Главный школьный автобус страны - ПАЗ-320570-02 с бензиновой "восьмеркой" ЗМЗ
Главный школьный автобус страны - ПАЗ-320570-02 с бензиновой "восьмеркой" ЗМЗ

Декабрь прошел, ЗМЗ действительно снял с производства свой самый долгоиграющий мотор-ветеран (а "восьмерки" сходили с конвейера с 1963 года). Однако бензиновые "пазики" купить пока еще можно: складских запасов моторов ЗМЗ на ближайшее время еще хватит. А дальше - всё: машины семейства ПАЗ-3205 будут доступны только с дизелями ЯМЗ-534. Но они, разумеется, сильно дороже. Вот смотрите: самый дешевый ПАЗ-320530-02 с бензиновым V-8 стоит сейчас 2 млн 512 тыс. руб. А такой же, но с ярославским дизелем, уже 2 млн 920 тыс. Чтобы было, с чем сравнивать: за эту же сумму сейчас можно взять бензиновый "пазик" следующего поколения - "Вектор". Вот такой:

ПАЗ-320302-12 с газобензиновым двигателем ЗМЗ
ПАЗ-320302-12 с газобензиновым двигателем ЗМЗ

Это самый короткий вариант "Вектора" длиной всего 7,1 метра. И в данный момент он еще доступен и в обычном бензиновом исполнении (модификация 320302-02), и в двух газобензиновых версиях с ГБО под метан или пропан. И, как вы понимаете, позднее не будет уже и этих машин (хотя им только-только, в ноябре месяце, продлили срок действия ОТТС). Для справки: в 2021 году таких "коротышей" семейства 3203 в России поставили на учет лишь 69 штук. А это наглядно показывает, что перевозчики не готовы доплачивать 400 тысяч рублей даже за более удобный и долговечный кузов нового поколения с теми же самыми агрегатами взамен кузова 3205. Стоит ли ожидать, что те же 400 тысяч будут с охотой доплачивать за дизель в старом кузове 3205? Едва ли.

"Вектор 7.1", за ним "Вектор 8.5", потом снова "Вектор 7.1"
"Вектор 7.1", за ним "Вектор 8.5", потом снова "Вектор 7.1"

Кстати, все остальные автобусы семейства "Вектор" - длиной 7,6; 8,5 и 8,8 метров - с производства уже сняли (на внутренний рынок в 2021-м их отгрузили 747 штук). Я был на ПАЗе минувшей осенью и как раз застал сборку последней крупной партии таких машин, предназначенных для экспорта в одну далекую страну. Тогда "Векторами", готовыми к отгрузке, на заводе были заставлены большие территории. Я не считал их количество, конечно, но объем экспорта у завода явно очень солидный!

Длинный "Вектор 8.8" для экспорта: а красиво ведь выглядит!
Длинный "Вектор 8.8" для экспорта: а красиво ведь выглядит!

Теперь это уже история, и основную ставку на заводе дальше делают на современные машины семейства "Вектор NEXT", которые выпускаются уже в нескольких вариантах длины и исполнения кузова. В 2021-м российские перевозчики поставили на учет 1496 "Некстов", в нынешнем году эта цифра явно увеличится кратно. Рискну сделать ставку по крайней мере на 3 тысячи машин. Скажу прямо: мне "Нексты" очень нравятся. Красивые, с долговечными кузовами, не подверженными коррозии, с довольно просторными и аккуратными салонами, с более мягкой подвеской в сравнении с 3205.

ПАЗ-320405-04 "Вектор NEXT"
ПАЗ-320405-04 "Вектор NEXT"

А еще к оценке автобуса я всегда подхожу и с точки зрения водителя. Так вот здесь NEXT вообще наголову лучше всех предшественников: по эргономике и удобству рабочего места, по настройкам управляемости, по настройкам тормозной системы... Да даже по такой, казалось бы, банальной детали, как удобство посадки в кабину: никто из пассажиров об этом не задумывается, а для водителя, который туда-сюда прыгает по двадцать раз на дню, это важно. А когда водителю на машине работать приятно, это впрямую сказывается и на безопасности пассажиров: банально потому, что он меньше устает и не раздражается лишний раз.

Интерьер "Вектора NEXT"
Интерьер "Вектора NEXT"

Но за всё хорошее надо платить. Самый простой городской "Вектор NEXT" с дизелем ЯМЗ и механической коробкой Fast Gear стоит сейчас 4 млн 118 тыс. руб. И это, как вы понимаете, на 1,1 млн дороже, чем старый "пазик" модели 320540-04 с дизелем в аналогичном городском исполнении. И на 1,6 млн дороже, чем самый-самый простой бензиновый ПАЗ-320530-02. То есть разница очень и очень существенная. Но приятный момент: "Векторы NEXT" уже очень скоро начнут отгружать клиентам с собственными (газовскими) автоматическими коробками передач! Эти машины уже включены в актуальный прайс-лист, так что цены на них известны: за "автомат" нужно будет доплачивать 600 тысяч рублей. Если кто-то из моих подписчиков будет работать на "Нексте" с такой коробкой - отпишитесь, пожалуйста, потом в комментариях о впечатлениях. Мне с этой новой коробкой доводилось пока водить только экспериментальный ПАЗ Citimax. Впечатления положительные, но этот автобус заметно тяжелее, чем "Вектор NEXT". Интересно, как она покажет себя на легкой машине.

Так, а что же еще остается в производственной программе ПАЗа? Прежде всего, это удлиненные машины старой серии 4234:

ПАЗ-4234
ПАЗ-4234

У перевозчиков эта машина до сих пор пользуется высоким спросом (в прошлом году зарегистрировано 1367 шт.). Почему - вполне понятно: за хорошее соотношение цены и вместимости. Ибо эта 50-местная машина стоит всего 3,5 млн руб. А за КАВЗ-4235 "Аврора" аналогичной вместимости просят уже 5,1 млн - есть разница?! Так что мало предпосылок к тому, что спрос на ПАЗ-4234 упадет сам по себе. Хотя как раз я бы меньше всего расстраивался уходу именно этой модели - уж больно она немилосердна к пассажирам. Нет, салон-то у нее просторный, но уж больно жесткая подвеска, особенно при неполной загрузке.

А еще в производственной программе ПАЗа всегда была такая уникальная машина, как полноприводный ПАЗ-3206:

ПАЗ-3206
ПАЗ-3206

Спрос на эти вездеходы был небольшим, но стабильным: порядка двух-трех сотен машин в год российский рынок "съедал" свободно. Однако в статистике 2021 года - всего 7 поставленных на учет вездеходов. В чем же дело? А дело в том, что их временно пришлось снимать с производства из-за невозможности дальнейшего производства с прежними тормозами. Сертификационные требования ужесточаются, поэтому конструкцию приходится менять. В данный момент идет подготовка новой версии ПАЗ-3206, в котором будут применены новые мосты, унифицированные с грузовиками Садко NEXT. Но унифицированные - не значит те же самые: в чистом виде для "пазика" они не подходят. Вот необходимостью освоения новых узлов для мостов и вызвана задержка с производством обновленных вездеходов. Соответственно, эти машины уже будут иметь пневматическую тормозную систему и энергоаккумуляторы, тогда как на прежних ПАЗ-3206 все еще сохранялась прежняя пневмогидравлика и барабанный "ручник" на выходном валу "раздатки".

"Валдай Сити"
"Валдай Сити"

Ну и главное: в наступившем 2022 году Павловский автобусный завод будет занят подготовкой производства автобусов совершенно новых поколений, которые были представлены на выставке COMTRANS'2021. Вы наверняка догадались, что речь идет о "Валдае Сити" и "Ситимаксе". Появления первых опытно-промышленных партий этих автобусов можно ожидать примерно в 2023 году. Я уже немного поездил по улицам города Павлово за рулем и на той, и на другой машине (и даже на электрическом Ситимаксе), и прямо скажу, что это техника, которой завод сможет гордиться. Когда придет время, обязательно сделаю по ним подробные посты и поделюсь своими впечатлениями. А пока - ждем начала продаж!

"Ситимакс 9"
"Ситимакс 9"

По ПАЗу у меня на этом всё, а кто еще не видел - вот ссылки на две предыдущие статьи, где итоги 2021 года подводили на КАМАЗе и на Автозаводе УРАЛ.

Наши группы в соцсетях и мессенджерах: facebook, вконтакте, telegram