Времена нынче кризисные, но весь рынок коммерческих автомобилей в РФ стремительно растет. Даже удивительно. Вот, в частности, и автобусов (малых, средних и больших, но без учета вахтовок и маршруток типа "ГАЗелей") в 2021 году было продано аж на 15% больше. Если интересны конкретные цифры, то пожалуйста: по данным агентства "Автостат Инфо", количество зарегистрированных в ГАИ автобусов равнялось 14732 штукам в 2021 году и 12848 штукам в 2020-м.
Какой автобус оказался самым популярным у перевозчиков? Думаю, многие догадаются. Да, тот же самый, что и все последние годы: ПАЗ-3205. Причем спрос на него подпрыгнул аж на 37,5%! И этому тоже есть очень простое объяснение. В сентябре пазовцы озвучили, что самый дешевый вариант "пазика" с 8-цилиндровым бензиновым мотором ЗМЗ снимается с производства, поскольку Заволжский моторный завод с декабря перестанет делать эти агрегаты. И, по-видимому, многие перевозчики из числа постоянных покупателей таких "пазиков" поспешили "запрыгнуть в последний вагон" и успеть обновить свой подвижной состав. Иными причинами не объяснить, почему к декабрю спрос на модель 3205 удвоился по сравнению с 2020-м годом!
Декабрь прошел, ЗМЗ действительно снял с производства свой самый долгоиграющий мотор-ветеран (а "восьмерки" сходили с конвейера с 1963 года). Однако бензиновые "пазики" купить пока еще можно: складских запасов моторов ЗМЗ на ближайшее время еще хватит. А дальше - всё: машины семейства ПАЗ-3205 будут доступны только с дизелями ЯМЗ-534. Но они, разумеется, сильно дороже. Вот смотрите: самый дешевый ПАЗ-320530-02 с бензиновым V-8 стоит сейчас 2 млн 512 тыс. руб. А такой же, но с ярославским дизелем, уже 2 млн 920 тыс. Чтобы было, с чем сравнивать: за эту же сумму сейчас можно взять бензиновый "пазик" следующего поколения - "Вектор". Вот такой:
Это самый короткий вариант "Вектора" длиной всего 7,1 метра. И в данный момент он еще доступен и в обычном бензиновом исполнении (модификация 320302-02), и в двух газобензиновых версиях с ГБО под метан или пропан. И, как вы понимаете, позднее не будет уже и этих машин (хотя им только-только, в ноябре месяце, продлили срок действия ОТТС). Для справки: в 2021 году таких "коротышей" семейства 3203 в России поставили на учет лишь 69 штук. А это наглядно показывает, что перевозчики не готовы доплачивать 400 тысяч рублей даже за более удобный и долговечный кузов нового поколения с теми же самыми агрегатами взамен кузова 3205. Стоит ли ожидать, что те же 400 тысяч будут с охотой доплачивать за дизель в старом кузове 3205? Едва ли.
Кстати, все остальные автобусы семейства "Вектор" - длиной 7,6; 8,5 и 8,8 метров - с производства уже сняли (на внутренний рынок в 2021-м их отгрузили 747 штук). Я был на ПАЗе минувшей осенью и как раз застал сборку последней крупной партии таких машин, предназначенных для экспорта в одну далекую страну. Тогда "Векторами", готовыми к отгрузке, на заводе были заставлены большие территории. Я не считал их количество, конечно, но объем экспорта у завода явно очень солидный!
Теперь это уже история, и основную ставку на заводе дальше делают на современные машины семейства "Вектор NEXT", которые выпускаются уже в нескольких вариантах длины и исполнения кузова. В 2021-м российские перевозчики поставили на учет 1496 "Некстов", в нынешнем году эта цифра явно увеличится кратно. Рискну сделать ставку по крайней мере на 3 тысячи машин. Скажу прямо: мне "Нексты" очень нравятся. Красивые, с долговечными кузовами, не подверженными коррозии, с довольно просторными и аккуратными салонами, с более мягкой подвеской в сравнении с 3205.
А еще к оценке автобуса я всегда подхожу и с точки зрения водителя. Так вот здесь NEXT вообще наголову лучше всех предшественников: по эргономике и удобству рабочего места, по настройкам управляемости, по настройкам тормозной системы... Да даже по такой, казалось бы, банальной детали, как удобство посадки в кабину: никто из пассажиров об этом не задумывается, а для водителя, который туда-сюда прыгает по двадцать раз на дню, это важно. А когда водителю на машине работать приятно, это впрямую сказывается и на безопасности пассажиров: банально потому, что он меньше устает и не раздражается лишний раз.
Но за всё хорошее надо платить. Самый простой городской "Вектор NEXT" с дизелем ЯМЗ и механической коробкой Fast Gear стоит сейчас 4 млн 118 тыс. руб. И это, как вы понимаете, на 1,1 млн дороже, чем старый "пазик" модели 320540-04 с дизелем в аналогичном городском исполнении. И на 1,6 млн дороже, чем самый-самый простой бензиновый ПАЗ-320530-02. То есть разница очень и очень существенная. Но приятный момент: "Векторы NEXT" уже очень скоро начнут отгружать клиентам с собственными (газовскими) автоматическими коробками передач! Эти машины уже включены в актуальный прайс-лист, так что цены на них известны: за "автомат" нужно будет доплачивать 600 тысяч рублей. Если кто-то из моих подписчиков будет работать на "Нексте" с такой коробкой - отпишитесь, пожалуйста, потом в комментариях о впечатлениях. Мне с этой новой коробкой доводилось пока водить только экспериментальный ПАЗ Citimax. Впечатления положительные, но этот автобус заметно тяжелее, чем "Вектор NEXT". Интересно, как она покажет себя на легкой машине.
Так, а что же еще остается в производственной программе ПАЗа? Прежде всего, это удлиненные машины старой серии 4234:
У перевозчиков эта машина до сих пор пользуется высоким спросом (в прошлом году зарегистрировано 1367 шт.). Почему - вполне понятно: за хорошее соотношение цены и вместимости. Ибо эта 50-местная машина стоит всего 3,5 млн руб. А за КАВЗ-4235 "Аврора" аналогичной вместимости просят уже 5,1 млн - есть разница?! Так что мало предпосылок к тому, что спрос на ПАЗ-4234 упадет сам по себе. Хотя как раз я бы меньше всего расстраивался уходу именно этой модели - уж больно она немилосердна к пассажирам. Нет, салон-то у нее просторный, но уж больно жесткая подвеска, особенно при неполной загрузке.
А еще в производственной программе ПАЗа всегда была такая уникальная машина, как полноприводный ПАЗ-3206:
Спрос на эти вездеходы был небольшим, но стабильным: порядка двух-трех сотен машин в год российский рынок "съедал" свободно. Однако в статистике 2021 года - всего 7 поставленных на учет вездеходов. В чем же дело? А дело в том, что их временно пришлось снимать с производства из-за невозможности дальнейшего производства с прежними тормозами. Сертификационные требования ужесточаются, поэтому конструкцию приходится менять. В данный момент идет подготовка новой версии ПАЗ-3206, в котором будут применены новые мосты, унифицированные с грузовиками Садко NEXT. Но унифицированные - не значит те же самые: в чистом виде для "пазика" они не подходят. Вот необходимостью освоения новых узлов для мостов и вызвана задержка с производством обновленных вездеходов. Соответственно, эти машины уже будут иметь пневматическую тормозную систему и энергоаккумуляторы, тогда как на прежних ПАЗ-3206 все еще сохранялась прежняя пневмогидравлика и барабанный "ручник" на выходном валу "раздатки".
Ну и главное: в наступившем 2022 году Павловский автобусный завод будет занят подготовкой производства автобусов совершенно новых поколений, которые были представлены на выставке COMTRANS'2021. Вы наверняка догадались, что речь идет о "Валдае Сити" и "Ситимаксе". Появления первых опытно-промышленных партий этих автобусов можно ожидать примерно в 2023 году. Я уже немного поездил по улицам города Павлово за рулем и на той, и на другой машине (и даже на электрическом Ситимаксе), и прямо скажу, что это техника, которой завод сможет гордиться. Когда придет время, обязательно сделаю по ним подробные посты и поделюсь своими впечатлениями. А пока - ждем начала продаж!
По ПАЗу у меня на этом всё, а кто еще не видел - вот ссылки на две предыдущие статьи, где итоги 2021 года подводили на КАМАЗе и на Автозаводе УРАЛ.
Наши группы в соцсетях и мессенджерах: facebook, вконтакте, telegram