Донские казаки, не смотря на то, что были в основном воинами, издревле занимались торговлей, которая приносила им немалый доход. Характерно, что с Азовом, с которым у донцов в ХVII-ХVIII столетиях не утихали кровавые столкновения, они, несмотря на это, поддерживали довольно тесные торговые связи. Например, из документов 1592 года и последующих лет видно, торговать в Черкасский городок из Азова приезжали “торговые люди”, а казаки ответно ездили в Азовскую крепость. Оживленная торговля велась у донцов и с ногайцами: торговали пленниками, лошадьми, скотом. Но наиболее важной и интенсивной являлась торговля с московскими “торговыми гостями”.
Имеются сведения, что за участие в покорении Астрахани и Казани донцы получили от Ивана Грозного право на беспошлинную торговлю, но документов об этом, датированных ранее 1592 года, не сохранилось. (Сухоруков В.Д. Историческое описание… Изд. 2. Новочеркасск, 1903. С. 85).
При царе Борисе Годунове это право по ряду причин было аннулировано и восстановлено только в сентябре 1614 года. “И мы вас, атаманов и казаков, - говорилось в этой грамоте царя Михаила Федоровича, скрепленной красной государственной печатью, - за ваши многие к нам службы пожаловали: велели вам в наши украинные (пограничные – М.А., Е.А.) городы со всякими вашими товарами и без товаров к родимцам вашим ездить и повольно торговати всякими товарами; и по городам к воеводам нашим и всяким приказным людям о том от нас писано, чтоб они вам и товарищам вашим в городы с товарами и без товаров ездить велено повольно”.
В грамоте от 30 декабря 1618 года царь подтвердил это право, напомнив воеводам окраинных городов, чтобы они дозволяли казакам торговать всякими товарами.
На продажу “московитам” казаки предлагали редкий товар ясырь – пленных турок, татар, черкешенок, турчанок и представителей других соседних народов, с которыми донцам приходилось часто схватываться. Товар этот казаки поставляли на Русь вплоть до начала XVIII столетия. Кроме ясыря продавали лошадей, различные предметы военной добычи, а несколько позже – трофеи звериного и рыбного лова: соленую и вяленую рыбу, зубровые и лосиные шкуры, меха выдры, бобра, соболя, черной лисицы. Сами же донцы покупали для себя пшеничную и гречневую муку, овес, пшено, горох, циновки, холст, сермяжное сукно, юфть, шубы, бумагу, восковые свечи, таганы, связки железа, мыло, решета, сита, гвозди и многие другие необходимые в быту товары. Продуктом первой необходимости являлась для казаков соль, которую они привозили первоначально из походов в турецкие и татарские земли. С середины XVII столетия казаки стали самостоятельно добывать ее отчасти в Манычских озерах, а в большей степени в районе устья реки Тор, где вскоре возник Бахмутский городок. “Маноцкую” соль в конце XVII века казаки брали за 6 алтын и 4 деньги за пуд; “торская” стоила 2 рубля за бочку, вмещавшую десять пудов. (Лебедев В.И. Булавинское восстание. С. 24).
Торговля производилась обычно таким образом… Как правило, из порубежных российских городов с разрешения тамошних воевод на Дон отправлялась артель торговцев. За право торговли воеводы брали мзду деньгами, товарами, но лучшим подарком для них были донские скакуны. На Дон торговцы везли, как уже упоминалось, хлеб, вино, мед, сукна, сапоги, а обратно – рыбу, меха, лошадей, ясырь …
В восемнадцатом столетии на Дону быстрыми темпами развивалась торговля. Правительство, нуждавшееся в казачестве как военной силе, предоставило ему еще в начале семнадцатого века право беспошлинной торговли на всей территории России. В 1734, 1749, 1750, 1765 и 1767 годах российские самодержцы подтвердили право казаков на беспошлинную торговлю, узаконив, ко всему, их право на торговлю вином. (Столетие военного министерства. Т. Х1. Ч. 1. С. 61).
Получив столь значительные гарантии в торговле, донцы успешно реализовали их, наращивая торговые связи не только с российскими, но и заграничными купцами.
В начале восемнадцатого века Дон являлся главным рынком, откуда в Россию проникал полон или «ясырь», как выражались казаки. Главным же центром донской торговли оставался Черкасский городок. Торговать сюда съезжались купцы русские, украинские, греческие, турецкие, итальянские, персидские. В общем, как пишет поэт Леонард Лавлинский:
Пестры черкасские базары,
Кипит, монетами бренча,
Торговля – всех земель товары.
Толкутся в ступе тары-бары,
Стегая бранью сгоряча.
Армяне, греки и татары,
Платки, тюрбаны, шаровары –
Гудит людская саранча. (Лавлинский Леонард. Струги. М., 1982. С. 73).
Наиболее богатые купцы снимали квартиры, тем более, что цены на них были сравнительно невысокими: квартира из пяти комнат стоила десять рублей.(Филонов А. Очерки Дона. СПб., 1859. С. 162).
Казаки донской столицы в это время вели активную внешнюю торговлю. Уже в семнадцатом веке на Дону и в Черкасске оформились целые торговые династии, хотя основная обязанность донских казаков заключалась в военной службе. В восемнадцатом столетии своим богатством выделились торговые казаки Жученковы, имевшие в Черкасске несколько каменных домов с лавками. Некоторые из этих домов сохранились до нашего времени.
Казаки, не довольствуясь торговлей на Дону, стали выходить за пределы своей земли. Основной товар, которым донцы торговали за границами Земли Войска Донского, являлся крупный рогатый скот. Главным же импортным товаром являлся хлеб. Кроме него, на Дон ввозили греческую крупу, овес, пшено, горох, холст, сукно, мыло, шубы и некоторые другие товары.
С 70-х годов ХVIII столетия, кроме города Черкасска, который постепенно терял первенство в донской торговле, появился новый торговый центр Дона – крепость Димитрия Ростовского (ныне г. Ростов-на-Дону). Кроме постоянной торговли на Земле Войска Донского процветали ярмарки. Крупнейшей из них в восемнадцатом веке являлась Урюпинская ярмарка, торговать куда съезжались со своими товарами купцы со всех концов России и некоторых стран Азии и Европы. По данным на 1764 год на Урюпинской ярмарке числилось 307 лавок. Второй по объему торгового оборота ярмаркой Дона была Михайловская, имевшая к этому времени 93 лавки.
Статья взята из нашей книги "История Донского края". Ростов-на-Дону, 2021. С. 51-52,134-135, 251-252.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России,
Евгений Астапенко, кандидат исторических наук.