Найти в Дзене
Таксовед

Амортизация, что это такое и сколько зарабатывает таксист!?

Фото из открытых источников Яндекс.
Фото из открытых источников Яндекс.

В такси может оказаться каждый. Часть 6.

Добрый день, всем хорошего дня!

В предыдущих статьях я писал по каким причинам и при каких обстоятельствах я стал работать в такси. В последней своей публикации я в плотную подошёл к вопросу амортизации и сейчас бы хотел обсудить эту сложную, но очень важную для любого водителя такси, работающего на личном автомобиле, тему.

Итак, лето 2017 года у меня новая Хюндай Элантра белого цвета, комплектация Active, коробка автомат, объем двигателя 1,6 л., мощность 128 л.с. Автомобиль куплен в кредит за 1000000 руб. плюс дополнительные страховки + 200000 руб. Лицензия на такси получена, московская область, потому что автомобиль белого цвета, но дающая те же преимущества, что и московская лицензия, проще говоря, езда "по выделенке" и бесплатная парковка на стоянках такси, вот, впрочем, и все преимущества. А главное, это возможность подключится ко всем агрегаторам московского региона и официально осуществлять перевозку пассажиров и багажа на территории г. Москвы и московской области. Причём, данная лицензия прекращает своё действие за пределами московского региона, т.е. в рязанской, владимирской и других областях водитель такси не имеет право работать по перевозке пассажиров и багажа, пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта и осуществлять стоянку в зоне действия знака "Стоянка такси". Правда, у меня до сих пор нет ответа на вопрос, как осуществлять межрегиональные перевозки с точки зрения закона!? Может высадить пассажира на границе московской области, впрочем это к нашей теме не относится, а вот целесообразность таких перевозок, в свете рассматриваемых амортизационных затрат, очень и очень под большим вопросом!

Возвращаюсь к вопросу амортизации и как правильно её считать, рассматриваю на личном опыте и привожу исключительно личные расчёты. Если у кого-то есть собственное мнение, особенно подтвержденное практическими расчётами, готов принять и его. В споре, как известно, рождается истина. Так вот, в информации о конкретном автомобиле уже содержится львиная доля амортизационных расходов, которая состоит из стоимости самого авто и стоимости его владения/эксплуатации. Выбор мной данного автомобиля именно в этой комплектации безусловно определяется личными предпочтениями, потому что до сих пор считаю, что корейский автопром достаточно надёжный, имеет привлекательный внешний вид, а самое главное для такси - оптимальное соотношение цена/качество. Но, кроме личного предпочтения, это и экономические соображения. Повторюсь, стоимость авто (на дворе ещё 2017 год) - 1000000 руб., Солярис в хорошей комплектации с автозапуском мне предлагали за 936000 руб., выбор в пользу Элантры, автомобиль больше, комфортней, а самое главное он проходит по классу комфорт во всех агрегаторах. Выгода очевидна и понятна. Цвет белый, на тот момент, позволил без дополнительных вложений по оклейке авто получить подмосковную лицензию. Цена оклейки в желтый цвет около 15000, полосы (официально бело-жёлто-серый) я никогда не рассматривал и до сих пор не могу понять тех, кто так оклеивается! Зачем так нерационально тратить деньги, может быть кто-то знает ответ на этот вопрос!? Если автомобиль белого цвета, то после того, как эти полосы отклеить, например, при продаже или смене деятельности, то на фоне выгоревшего кузова, они будут выделяться своей яркостью. Кроме того, полностью оклеенный автомобиль хоть незначительно, но хоть как-то бережёт лакокрасочное покрытие от мелких сколов. Если изначально автомобиль не белого цвета, то тем более не вижу смысла переплачивать за оклейку, ведь сначала оплачиваешь оклейку всего автомобиля, а потом ещё платишь за полосы. Ни один из водителей таких авто, с которыми я общался при тех или иных обстоятельствах, так и не смогли объяснить, почему выбрали "полосы". Комплектация Active, минимальная комплектация с автоматической коробкой, но при этом всё необходимое есть, электростеклоподъёмники, обогрев заднего стекла и зеркал, противотуманные фары. Установка передних и задних парктроников дополнительная, хоть и незначительная статья расходов. До сих пор считаю, что в такси эта опция необходима, ремонт и замена бамперов стоит дороже и времени тратится гораздо больше, чем на установку. Установку парктроников рациональней всего делать во время оформления лицензии, чтобы потом не тратить время и обязательно в сервисе с действующей лицензией, не путать с официалами, гарантия в этом случае сохраняется, ведь до ТО-1, а у Элантры это 15000 км пробега, гарантия ещё действует. Я так и поступил, но у автомобилей с такими низкими свесами передний парктроник не панацея, но об этом я узнал гораздо позже. Объём двигателя 1,6 л - это минимальный для данной модели, мощности 128 л.с. для города вполне хватает, а на трассе да, иногда, чтобы резко ускориться, приходилось отключать кондиционер, но расход топливо оптимально минимальный, что имеет большое значение и относится больше не к амортизации, а к реальным и обязательным затратам.

  1. Вот я и подошёл к первой сумме затрат - приобретение автомобиля, стоимость самого авто и затраты на подготовку авто для работы в такси. В моём случае, кроме перечисленных уже затрат, плюс установка каркасных чехлов, об этом я писал в предыдущей статье, цена с установкой 17000 руб, оформление лицензии на ООО - 4000 руб., а также коврики, шашки, магнитные наклейки, именно их я использовал в начале своей работы, и прочая мелочёвка. Дальше идут затраты на ОСАГО, изначально я оформлял на обычное авто и постановка автомобиля на учёт с получением госномеров. Вот и получилась стоимость автомобиля такси. Сюда же можно сразу отнести затраты на оплату налогов, их легко просчитать. Мне же пришлось сюда добавить затраты на обслуживание кредита, хотя это можно уже учитывать как затраты на содержание. В любом случае, руководствуясь правилом, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Гораздо важнее учесть все реальные затраты, исключить мнимые, а самое главное, гармонично вписать всё это в систему координат. Проще говоря, привести к единому знаменателю, что это такое в моём случае, я объясню чуть позже.
  2. Теперь расчет содержания автомобиля. Повторюсь, речь конкретно идет об автомобиле такси. Здесь важно определить, где реальные затраты, а где мнимые. Что это такое и почему это важно!? Если в стоимость владения/содержания автомобиля такси включать ВСЕ затраты, то, по мнению некоторых таксистов, в этот список попадают чай, кофе, шаурма, сигареты, жевательная резинка и т.д., и т.п. Лично я считаю, что это неправильно, поэтому я учитываю лишь только те затраты, которые образуются именно в результате работы в такси, а не вообще, ведь водитель может быть некурящим, а вот работать без путевого листа, оформленного надлежащим образом, в московском регионе весьма и весьма опасно, следовательно, оформленный путевой лист - это необходимость. Ещё одним доводом в этом вопросе лично для меня был тот факт, что далеко не всех работающих по найму на рабочем месте обеспечивают бесплатным питанием. В этом случае вряд ли кто-то рассчитывая свой "чистый" доход минусует от зарплаты затраты на питание, а вот затраты на проезд в "чистом" доходе учитывают многие. Но это лично моё мнение, поэтому продолжаю свои расчёты дальше. Что ещё я учитывал как затраты на содержание авто - мойка автомобиля, приобретение автохимии, оплата штрафов, "незамерзайка", сезонная смена шин и их приобретение и, естественно, диагностическая карта, её на тот момент необходимо было оформлять каждые полгода и основная самая хначительная статья затрат - техническое обслуживание и ремонт автомобиля за весь период эксплуатации. Вот с этой статьёй расходов определиться гораздо сложней, если техническое обслуживание можно просчитать с относительно небольшой погрешностью, то как учесть необходимое количество моек, количество и сумму штрафов, а самое главное, как определить потребность ремонта и его стоимость!? Ведь современный автомобиль - это не только технически сложное устройство, это и достаточно дорогостоящий ремонт, особенно отдельных узлов автомобиля!?

Для тех, кто не читал мои предыдущие статьи, сообщаю, у меня два высших образования, одно из них техническое, а второе гуманитарное и, хотя факультет был экономический, я обучался по специальности "Управление персоналом". Безусловно, я изучал основы экономики и кое какие знания у меня в голове остались, но я не стал штудировать теорию, а сразу приступил к практике. В общем, на начальном этапе работы в такси на своё автомобиле, не мудрствуя лукаво, я посчитал так - стоимость аренды аналогичного автомобиля на тот момент составляла от 2000 руб., следовательно, если я буду откладывать аналогичную сумму, то всё будет правильно и мне будет хватать этих денег. Теоретически - это, по моему мнению, самый простой и беспроигрышный вариант, все затраты за вас уже просчитал экономист или люди получили их практическим путем. Поэтому, необходимо определить стоимость аренды аналогичного авто, того же года выпуска, а чтобы быть уверенным на 100%, то добавить сюда дополнительные затраты на мойку, "незамерзайку" и штрафы, ведь водитель их в любом случае оплачивает из собственного кармана, даже если работает на аренде или по факту эти затраты в каждом конкретном случае отнимать от своего дохода.

Пойдя изначально по этому пути, я определил амортизационные затраты 2000 руб. при графике 7/0, т.е. изначально я планировал ежедневно откладывать по 2000 руб., но в конце концов, спустя пару лет работы, я вынужден был отказаться от такого учёта.

Почему я вынужден был отказаться от такого учёта, ответ прост, потому что в этом случае я занижал уровень своего реального дохода и постоянно испытывал дискомфорт, а самое главное, мне постоянно приходилось тратить часть этих денежных средств на собственные нужды и в конечном итоге я перестал понимать и контролировать достаточно ли у меня денежных средств на очередное обслуживание и ремонт автомобиля, а останутся ли у меня деньги на оплату очередного кредита или нет. К тому времени я уже накопил значительный практический опыт и начал понимать, что в иной день, съездив несколько раз в аэропорт, а особенно несколько раз в какое-нибудь удалённое СНТ в область или тем более в соседнюю область сумма "дохода" у меня большая, расход топлива маленький, воде бы я отработал эффективно и выгодно, ведь у я должен отложить всё те же 2000 руб., только счётчик ежедневного пробега расстраивал, если в обычные смены у меня пробег был 300 км, то в такие дни он мог доходить до 500-600 ум, а иногда и больше.

С первых дней работы в такси, заканчивая смену, я записывал три цифры, которые потом невозможно было восстановить - общий пробег по одометру/пробег за смену/расход топлива. Дальше я писал общий доход, отнимал стоимость заправки, фиксированную сумму амортизации и у меня получался "чистый" доход.

Анализируя ситуацию, набираясь практического опыта, я в конечном итоге, перешел к другой схеме расчёта амортизации, в принципе, данной схемой я пользуюсь и сейчас, только стоимость амортизации увеличилась заметно. Что я знал и имел к тому времени, чем руководствовался и как я стал расчитывать амортизацию!?

Во-первых, руководствуясь статистикой, а это вещь упрямая я смог с небольшой погрешностью просчитать основные затраты за месяц, а некоторые за год (ОСАГО, налог, диагностические карты). Опять таки, опираясь на статистику я знал свой средний пробег за месяц/год. Всё это позволило мне все затраты, связанные с содержанием авто привязать к стоимости км. Вот этот результат я раньше и называл "привести к единому знаменателю". Данным методом расчётов я пользуюсь и в данное время уже на другом автомобиле, такой метод я опробовал на трёх автомобилях такси и считаю его наиболее правильным и относительно объективным. Почему я называю его "относительно обьективным", две причины. Первая причина, больше филосовская, не существует ничего абсолютного и совершенного, всё достаточно относительно. Вторая причина, имеется определённая погрешность, ведь реально невозможно учесть все расходы и, если неучтенные доходы легко и просто распределить, то с неучтёнными расходами всё гораздо сложнее.

Так вот, за весь период владения автомобилем Хюндай Элантра с конца июня 2017 года по ноябрь 2020, т.е. чуть более трёх лет, пробег составил 280000 км, стоимость амортизационных затрат, куда, повторюсь, входили абсолютно ВСЕ затраты на приобретение и содержание данного автомобиля, включая переплаты по кредиту, мойку, штрафы, автохимия, путевые листы и т.д., и т.п., кроме бензина, его я учитывал по факту расхода, СОСТАВИЛИ 8 руб./км. Правда, сразу уточню, за весь период эксплуатации ни одно ТО не делалось у официального дилера, ремонт ДВС и АКПП не осуществлялся, стоимость мелких кузовных ремонтов осуществлялась либо за счет полиса ОСАГО, либо из этих денежных средств. По факту автомобиль был выгодно продан "перекупщикам" по двум причинам, потому что уже в конце 2020 года начали расти цены на новые автомобили, а во-вторых, автомобиль был в идеальном техническом состоянии.

Теперь подведу итог этой статьи и своего опыта:

  1. Заказы всегда будут выгодны, если соблюдаются два условия, минимальное время ожидания заказа и минимальное расстояние/время подачи до заказа, при этом, следующий заказ соответствует предыдущим критериям. Поэтому, дальние поездки будут выгодны только в том случае, если будет обратный заказ и наоборот, дальние поездки никогда не будут выгодны, если не будет обратного заказа.
  2. Высокие заработки в такси, когда называется доход за месяц более 100000 руб., а иногда и более - это либо оборот, без учёта амортизационных затрат, если речь идёт о собственном автомобиле, либо водитель живёт в автомобиле в прямом смысле этого слова, либо водитель - "рыбак", который всегда ловит во-о-от таких рыб (ограничивается лишь пределом фантазии). Реальный "чистый" доход водителя такси в Москве с графиком работы 14-16 часов не очень интенсивного труда, т.е. с некоторым отдыхом, при графике 6/1 примерно 40000-60000 руб. в месяц. Причём, тариф Эконом, Комфорт, Комфорт+ или Минивэн особого значения на "чистый" месячный доход не влияет, тариф больше влияет на интенсивность труда, максимально интенсивный он, естественно, в Экономе.

О доходе водителя такси в московской области я напишу чуть позже, исключительно из собственного опыта.

Спасибо, что дочитали до конца!

Продолжение следует...