На протяжении последней недели с огромным интересом читаю дневники исследователя Антарктики и покорителя Южного полюса Эрнеста Шеклтона, которые собраны в отдельную книгу под названием "В сердце Антарктики".
Вообще, книга "В сердце Антарктики", посвящена экспедиции Шеклтона 1907-1909 годов, в ходе которой он собирался пешком дойти от места зимовки до Южного полюса (расстояние примерно 1200 км). К слову, ему почти это удалось, они с командой достигли крайней южной точки, расположенной всего в 180 км в полюса. Этот результат был лучшим из всех тех, которых удалось достичь до этого.
Но больше всего меня поразили условия, в которых команда Шеклтона не просто выживала, но и достигала поставленных целей, проводила исследования и совершала открытия.
Во-первых, в то время подобные экспедиции государство организованно не спонсировало, и если ты хотел организовать такое путешествие, то тебе надо было это делать фактически за свой счет. Благо, добрые люди помогли Шеклтону, и так или иначе были собраны необходимые деньги, чтобы купить еду, снаряжение, научное оборудование, лошадей, собак и даже автомобиль, а также судно. Правда, купленная за 5 тысяч футнов Эрнестом баркентина "Нимрод" была старовата и маловата для подобных приключений, но это не остановило Шеклтона.
На "Нимрод" в общей сложности загрузили 180 тонн различных грузов, необходимых экспедиции, которые нужно было доставить до Антарктиды на тридцатиметровом суденышке.
В итоге стало ясно, что необходимый запас угля просто не помещается, для экономии топлива приняли решение буксировать "Нимрод" от Новой Зеландии до Антарктиды другим судном на тросе. Где-то 2500 км по Тихому океану на буксире. Который по факту никакой не тихий, а штормит айда ушёл.
На судно обрушивались постоянные штормы, а высота волн достигала 15-20 метров. Из-за перегруза корпуса от буксировки "Нимрод" дал течь, и необходимо было постоянно откачивать воду из трюма, уровень которой поднимался порой до метра. На судне не было ни одного сухого помещения. Все было пропитано водой. При этом температура воздуха за бортом была экстремальной и доходила до - 27 градусов. Из-за обледенения судно многократно рисковало пойти ко дну.
Но доплыть до Антарктиды было мало, теперь надо как-то выгрузить на берег 180 тонн груза, в условиях, когда судно может быть постоянно разбито о лёд прибоем, зажато льдами и т. д. и т. п. Работали они там с бешеной самотдачей, как в общем-то на протяжении всех двух лет экспедиции. Спали по 3 часа в сутки и таскали, таскали, таскали.
Когда выгружали лошадей, льдина, на которую они десантировались, внезапно откололась и стала уходить в море. Одна из лошадей провалилась, но её каким-то чудом вытащили обратно целой и невредимой. Кораблём подтолкнули льдину обратно к берегу и таким вот образом уже оказались на твердой земле.
На зимовку обосновались в хижине, которую в разобранном виде тоже привезли на "Нимроде". Средняя температура воздуха в первобытной полярной станции составляла +4.4. При этом на улице могло доходить до -40 с ураганным ветром. Комфортные температуры, не правда ли? Особенно если испытывать их год подряд. Некуда зайти с улицы и погреться. У тебя есть только спальный мешок и +4.4 за бортом.
А во время экспедиции на полюс только спальный мешок и палатка. И 1200 км пути пешком по морозу, ветру и полуметровым сугробам в одну сторону. В условиях жесткого дефицита еды, которую надо было тащить самим впрягшись в сани, после того, как те оставшиеся 4 лошади, которых они взяли в переход к Южному полюсу, одна за другой выбились из сил и погибли. Потом ели лошадиное мясо. Сырое. Потому что керосина, чтобы его готовить, не оставалось. Экономили каждый грамм на экстренный случай. У всех началась дизентерия. Все равно продолжали есть, чтобы выжить. Когда стало ясно, что если пройдут все 1200 км до полюса, то вернуться обратно уже не хватит ни сил, ни еды, повернули. Не дошли всего 180 км.
Вообще, Шеклтон 4 раза гонял в Антарктиду, три раза в экспедиции под собственным командованием. В итоге Южный полюс ему покорить так и не удалось, а сделал это в 1911 году Амундсен.
Шеклтона, впрочем, это нисколько не смутило, и в 1914 году он решил покуражиться по полной, заявив, что пройдет через всю Антарктиду пешком, чего ещё никому сделать не удавалось.
Увы, на подходе к материку, их корабль "Эндьюранс" был скован льдами и после нескольких месяцев отчаянной борьбы, попыток выбраться из ледового поля, откачать из трюма воду и заделать пробоины при температуре -27, затонул.
Теперь уже о переходе через Антарктиду речи не шло, надо было думать как спастись.
Основная часть команды зазимовала на острове Элефант, а Шеклтон после недолгих раздумий решил, что ловить в Антарктиде сейчас особо нечего и неплохо бы взять одну из оставшихся шлюпок с Эндьюранса и на веслах доплыть до ближайших обитаемых земель. До ближайших обитаемых земель, кстати, было что-то в районе 1520 км. Для примера, это как если бы спасшиеся с "Титаника" приняли бы решение не ждать, пока их подберет мимо проходящее судно, а сами бы не торопясь поплыли до Нью-Йорка. Только там, где утонул "Титаник", не было тридцатиградусного мороза и девятибального шторма, а тут все эти прелести присутствовали. В общем эти психи доплыли на шлюпке до острова Южной Джорджии, правда из-за того, что лодка обледенела и находилась на грани затопления, а экипаж на грани смерти, доплыть до непосредственно обитаемых мест им не удалось. Не беда. 36-часовой переход Шеклтона через горы на противоположную обитаемую часть острова в раз решил вопрос обнаружения помощи и, соответственно, спасения.
Всех оставшихся на острове Элефант членов команды Шеклтона спасли.
Как Шеклтон умудрялся все это проделывать совершенно непонятно, но в итоге умер естественной смертью в тепле и уюте.
Сейчас, читая его дневники, представляя и визуализируя, а также пытаясь мысленно прочувствовать, что мог бы испытвать полуголодный человек, находящейся месяцами в мокрой одежде на тридцатиградусном морозе, при этом не теряя энтузиазма, драйва и мотивации, понимаешь, что в мире есть такие люди, которые реально могут что-то такое, что находится сильно за пределами обычных человеческих возможностей. А так как люди эти все равно принадлежат к роду человеческому, ты испытываешь непроизвольный прилив сил и уверенности от мысли, что на такие поступки способно существо из того же вида и рода, к которому принадлежишь и ты сам.
И я думаю, что любой, кто прочтет отчеты о путешествиях Шеклтона станет по-другому смотреть на сложности и вызовы, с которыми встречается в собственной жизни. Хоть чуточку, но по-другому.
#Шеклтон #нимрод #антарктида #южный полюс #эндьюранс #покорение Южного полюса #экспедиция #путешествие