И дело даже не в том, что по железной дороге грузы будут идти в 2 раза быстрее.
Безусловно, для отдельно взятого европейца срок доставки играет важную роль. Мало кто готов томиться в ожидании. Новую вещь вообще хочется использовать сразу после покупки.
Но если речь идет про магазин, куда товар отправляется крупным оптом, то тут уже имеет смысл подождать, чтобы не переплачивать за авиа или ж/д доставку.
Ведь в таком случае и конечная цена для покупателя будет выше.
К тому же маршрут Нового шелкового пути пройдет через другие страны: Казахстан, Россию, Белоруссию и тд. И в каждой стране нужно будет проходить таможенное оформление заново.
Так что в итоге доставка может получиться НЕ намного быстрее, чем по морю.
В общем и целом сроки - это вообще не причина по которой Китай решил потратить триллион долларов чтобы построить транспортный коридор альтернативный морскому.
Взглянем на карту
Выход по морю из Китая к остальной части Азии, к Африке и к Европе возможен только по двум проливам: Малаккскому и Зондскому.
Малаккский пролив
Он соединяет Индийский и Тихий океаны и в самом узком месте имеет ширину чуть больше 50 км. А его значение для экономики так же велико как Суэцкого.
За год Малаккский пролив обслуживает 1/4 всего морского товарооборота, пропуская при этом более 50 000 судов.
Зондский пролив
Отделяет Индонезию от острова Ява и также соединяет Индийский и Тихий океаны. Ширина пролива около 24 км, а глубина 20 м.
Кроме того пролив насыщен островами и нефтяными вышками. И все это в совокупности затрудняет движение крупных судов и танкеров.
А как мы знаем Китай сильно зависим от импорта нефти. При этом морские поставки этой нефти занимают 95% трафика.
И т.к. Зондский пролив для танкеров не приспособлен, почти вся нефть приходит через Малаккский пролив.
Что будет если перегородить проливы?
Морская транспортная сеть вещь очень хрупкая. Затор в Суэцком канале это наглядно показал.
И если танкеры с нефтью не попадут в Китай, то в первый же день денежные потери для экономики будут колоссальными. Ведь 75% китайской нефти привозные.
Но нарушить морской трафик можно не только "случайным" затором.
Проливы находятся под контролем Индонезии с юга и Малайзии с севера. Оба государства являются союзниками США.
В Индонезию американцы поставляют военную технику, например, вертолеты "Боинг". Так же они совместно проводят военные учения в море.
И этот факт не может не заставить китайцев нервничать. Ведь в случае военной эскалации американцы могут без проблем перегородить проливы.
Китай чувствует свою уязвимую позицию, поэтому уже нарастил запасы нефти на год (раннее запасы составляли всего 90 дней).
А чтобы не зависеть от настроения азиатских партнеров, Китай и строит железнодорожную альтернативу. Перекинуть на него весь трафик нефти конечно же не получится. Но все остальные товары спокойно можно отправлять по сухопутной ветке.