Судебный поединок - очень древняя форма разрешения сложных споров людей между собой. Он применялся в тех случаях, когда следствие приходило к выводу о невозможности установить истину другим путем, особенно если по каким-то юридическим причинам (действовавшим в данное время и в данном месте) было невозможно или недопустимо "активное следствие" с применением пыток.
На Руси судебные поединки известны со времен Средневековья. По определенным социальным причинам они не были так широко распространены, как в Европе, но тем не менее существовали.
Обратите внимание: несмотря на то, что дуэль, как считается, "выросла" из судебного поединка, сам таковой поединок - не дуэль! Он потому и судебный, что производится только по решению суда и в присутствии государственных чиновников. Он - легален. И, в отличие от дуэли, судебный поединок в меньшей степени относится к решению "вопросов чести", с его помощью решались более серьезные дела.
И к тому же на судебный поединок в средневековой России было весьма-таки тяжело довести дело. Власть, как правило, стремилась подобного не допускать.
Тем не менее, например, в "Судебнике" Ивана Грозного за 1550 год порядок судебного поединка описан очень четко.
Ст.11. Если судебным поединком решаются дела, вытекающие из обязательств по займам или дела о личном оскорблении, то за доспех убитого три рубля с побежденного, окольничему полтина, недельщику полтина и за скрепление сделки сторон в поединке четыре алтына без двух денег, подьячему - две деньги. Если кто сбежит перед поединком или во время его, то окольничему, дьяку, недельщику получать как с закончившегося примирением дела, а полевые пошлины с рубля по гривне. Больше не получать ничего, если кто-либо из них возьмет сверх этого, тому отдать втрое больше; если подтвердиться, что жалобщик солгал, его наказать торговой казнью и посадить в тюрьму.
В России эпохи Грозного выходить на судебный поединок сторонам необходимо было в полном доспехе, у кого какой есть. Бились практически любым оружием, от дубины до сабли, кроме метательного. Но чаще всего дрались на палках (жердинах), на клинковом оружии редко, тем более что далеко не у каждого оно было.
Иногда - и на кулаках. Выбор способа поединка лежал на дьяке или окольничем - том должностном лице, которое назначало таковой.
Сама схватка обязательно происходила под присмотром государственных чиновников - окольничего, дьяка, недельщика либо праветчика (разновидность судебного пристава), подъячего и т.п. Если дрались люди в высоких чинах, за схваткой мог присматривать и боярин. Примечательно, что пошлины за поединок драли грабительские )))
Ст.12. Если судебным поединком решаются дела о поджогах, или убийстве, или разбое, или воровстве, то с побежденного (убитого) берутся требуемая другой стороной сумма иска и пошлины: окольничему полтина и за доспех (убитого) три рубля, дьяку - четверть рубля, недельщику полтина и за скрепление сделки сторон о поединке четыре алтына без двух денег, подьячему - две деньги. Побежденный берется на поруки и кроме того его накажет Государь, если его не возьмут на поруки - посадить его в тюрьму, до тех пор, пока не найдутся поручители.
Ст.13. По прибытию на поединок окольничего и дьяка, они должны выяснить у истцов и ответчиков, кто является их стряпчими и поручителями. Установив стряпчих и поручителей, они приказывают им находиться у места проведения поединка, но без доспехов, дубин и жердей. Дьяк и окольничий должны поединок устраивать равный. Если у места проведения поединка находятся посторонние люди, то окольничий и дьяк их удаляют. Если эти люди откажутся уйти, их посадить в тюрьму.
Ст.14. Биться следует воину с воином, или не воину с не воином, разрешается проводить поединок не воина с воином, если инициатива исходит от первого.
(с) Судебник, 1550 г.
А в каком случае вообще могли назначить поединок?
Дабы избежать обильного цитирования, скажем кратко: либо в денежных спорах - "по договору займа", если показания свидетелей сильно расходятся, либо по делу о грабеже, поджоге, воровстве или личном оскорблении. При этом после начала поединка ответчику дозволялось признать вину, тогда бой прекращался, и далее дело велось по обычной процедуре.
Больной, престарелый человек, а также священнослужитель, ребенок или женщина могли выставить вместо себя поединщика. Кстати, правом на поединок обладали все сословия, кроме подневольных (холопов), а отнюдь не только дворяне. Вступить в такую узаконенную схватку могли и "посадские люди" (мещане, ремесленники), и купцы, и дети боярские. При этом не-дворянин мог биться с дворянином, если он вообще в состоянии сражаться. Тогда бой шел не на саблях или копьях, а обычно на дубинах.
Убийства на судебном поединке того времени, хотя теоретически были возможны, практически - крайне не одобрялись. Церковь запрещала убийце приобщение к "святым таинствам" на семь лет.
О том, как проходили такие поединки, подробно писал Сигизмунд Герберштейн в "Записках о московитских делах":
Оба могут выставить вместо себя на поединок какое угодно другое лицо, так же как оба могут запастись каким угодно оружием, кроме пищали и лука. Обыкновенно на них бывают продолговатые латы, сверху и снизу руки иногда двойные, кольчуга, наручи, шлем, копье, топор и какое-то железо в руке [наподобие кинжала, но] заостренное с обоих концов; держа его в руке, они орудуют им так ловко, что при любом столкновении оно не мешает и не выпадает из рук. Но по большей части его употребляют в пешем бою. Бой начинают прежде всего копьем, а потом пускают в ход другое оружие. Много лет в поединках с иноземцами: немцами, поляками, литовцами — московиты чаще всего терпели поражения. А совсем недавно один литовец двадцати шести лет от роду вступил в бой с неким московитом, который вышел победителем более чем в двадцати поединках, и убил его.
Но в последнем случае есть нюанс. В сноске Герберштейн уточняет, что "юному литовцу" в определенных местах припрятали камни, которыми он и кидался в московского "батыра" (термин самого Герберштейна). Так что победа досталась "юному литовцу" отнюдь не честным путем.
Государь пришел от этого в негодование и велел тотчас позвать к себе победителя, чтобы взглянуть на него. При виде его он плюнул на землю и приказал, чтобы впредь ни одному иноземцу не определяли поединка с его подданными.
Множеством разнообразного оружия московиты скорее обременяют себя, чем вооружаются, иноземцы же вступают в бой, полагаясь более на ловкость, чем на оружие. Они прежде всего остерегаются вступать в рукопашный бой, зная, что московиты очень сильны руками и (вообще) телесно, и обычно побеждают их, утомив под конец только своим искусством и ловкостью.
(с) "Записки о Московии", издание Московского университета, 1988 год.