Окончив школу, многие дети уезжают из родительского дома, чтобы получить высшее образование или освоить профессию. Но не все подростки оказываются способными выдержать этот вызов – находиться далеко от дома и контроля родителей.
Проявляется эта неспособность по-разному. Одни начинают питаться чем попало. Другие не осиливают самостоятельную, без понуканий взрослых, учебу. Некоторые проводят все свободное время в ночных клубах. Можно ли предугадать действия ребенка после отъезда из дома? Преподаватели онлайн-школы программирования Hello world пообщались с психологами, и вот что выяснили.
Что нужно помнить родителям
Есть родители, которые постоянно звонят взрослому ребенку, подробно расспрашивают о самочувствии, о том, что он сегодня ел, во что одет. Кажется, чем больше они узнают о делах сына или дочери, давно живущих своей жизнью, тем спокойнее можно спать. Ибо все происходящее с детьми «под контролем».
Но это досадное заблуждение. Мы не можем управлять взрослыми детьми. Даже когда они живут в родительском доме, у них достаточно свободы, чтобы вести себя так, как им хочется.
Как понять, готов ли ребенок к самостоятельной жизни
Если вы хотите уберечь ребенка от опасных происшествий, неправильных поступков или неблагополучных друзей, необходимо с детства воспитывать в них самостоятельность. Подразумевая под этим не полную свободу действий, а ответственность за свои поступки.
Когда вы уверены, что подросток самостоятелен, вам легче будет пережить его отъезд из дома. Но чтобы понять, готов ли он к взрослой жизни, нужно задать себе следующие вопросы:
1. Научился ли воспринимать себя и происходящее с ним адекватно? Знает ли свои сильные и слабые стороны. Понимает ли, что недостаток сна вызывает в нем раздражительность. Может ли выбрать оптимальное время для учебы, работы и отдыха.
Все эти навыки необходимы как в университетской среде, так и в рабочем коллективе.
Для успешной «акклиматизации» в обществе подросток должен уметь заботиться о себе, а при необходимости – корректировать свое поведение.
2. Возлагает ли на себя ответственность за свою жизнь? Если да, успехов ему. А если все ключевые вопросы, от выбора вуза до подготовки документов и вещей к переезду, вместо него решали родители? Значит, подросток не самостоятелен. Это часто бывает в семьях, где быт обеспечивается домашней прислугой.
Детям, выросшим в таких условиях, часто приходится объяснять элементарнейшие вещи. К примеру, для чего нужен дуршлаг при варке макарон.
3. Есть ли у него навыки самоконтроля? Способен ли он остановиться, оторваться от гаджета или игры, если пришло время спать, чтобы быть бодрым на занятиях. Готов ли отказать тем, кто предлагает попробовать что-то более «вставляющее», чем просто энергетики.
Если вы не уверены в правильной реакции подростка на вызовы, стоит еще поработать над этими вопросами.
4. Есть ли у него тяга к учебе? Или поступление в университет – способ самоутвердиться в глазах друзей или, того хуже, возможность вырваться из-под родительского контроля? Тогда ваш студент рискует не закончить даже первого семестра.
Послушайте, о чем он говорит перед поступлением. Если его по-настоящему захватывает выбранная специальность, значит, едет учиться, а не искать приключений и развлекаться.
5. Приучен ли к повседневным бытовым заботам? Присущи ли ему пунктуальность, аккуратность. Умеет ли он стирать личные вещи, мыть после себя посуду, наводить порядок в комнате. Не имеет ли привычки терять важные вещи. Остаться без кошелька или ключей от комнаты в чужом городе довольно рискованно.
6. Ознакомлен ли со здоровыми способам снятия стресса? Если нет, то, оказавшись вне поля зрения родителей, он найдет нездоровые пути к расслаблению.
Было бы замечательно, если бы все студенты высыпались, занимались физкультурой, медитацией. Тогда в студгородках намного реже встречались бы вредные увлечения.
7. Не проявляет ли симптомов «выгорания»? Многие дети чрезмерно выкладываются при подготовке к поступлению в вуз. Поэтому, достигнув цели, они часто чувствуют себя опустошенными, утратившими интерес к жизни.
На фоне этой усталости одни начинают «заедать» стресс, другие – злоупотреблять горячительным. Организм требует расслабления, выпуска пара, а подросток не знаком со здоровыми механизмами выживания. В нерегулируемой среде его состояние только усугубится.
8. Готов ли к повышенным требованиям высшего учебного заведения? У многих подростков резкое повышение планки и объем работы вызывает стресс. Они должны еще дома научиться расставлять приоритеты, грамотно организовывать и планировать свое время.
9. Способен ли воспользоваться помощью или инструментами для улучшения навыков в обучении? Во многих вузах практикуется предоставление специальных условий для студентов с нарушенной обучаемостью.
К примеру, возможность прослушивать аудиокниги, получать дополнительное время для сдачи тестов и т.п. Не откажется ли подросток от таких предложений, руководствуясь ложным стыдом или другими нездоровыми мотивами?
10. Насколько он социализирован? Умение налаживать дружеские отношения и мирно решать конфликты с соседями по комнате не менее важно, чем способность успевать в учебе.
11. Умеет ли сказать «нет»? Эйфория студенческих вечеринок может стать испытанием для слабохарактерного, застенчивого подростка. Стараясь влиться в коллектив, легко утратить собственные установки. Не подсесть на опасные развлечения, не ввязаться в плохую компанию или противозаконную деятельность поможет умение говорить твердое «нет» тем, кто подобное предлагает.
Вы готовы на все вопросы ответить «да»? Считайте это поводом признать, что ваш ребенок стал взрослым и может жить самостоятельно.
Уважаемые родители, а вы считаете своего подростка достаточно взрослым?
Читайте еще:
6 причин, чтобы выбрать для ребенка язык программирования Python
Стоит ли давать ребенку деньги за хорошие оценки: все плюсы и минусы коммерческой мотивации