Найти тему
Жизнь как чудо. Психология

«Психологи только тянут деньги с клиентов», — считают некоторые читатели. Рассказываю, зачем нужна долгосрочная психотерапия

В комментариях к своим статьям я нередко вижу посыл, что психологам лишь бы нажиться на людях. Мол, вместо того, чтобы решить проблему в кратчайшие сроки и быстродействующими методиками, растягивают терапию на месяцы, а то и на годы. Я решила рассказать о том, чем отличается краткосрочная терапия от долгосрочной и в каких случаях стоит ходить к психологу долго.

Источник фото: mgpu.ru
Источник фото: mgpu.ru

Приветствую, друзья!
Меня зовут Елена, я практикующий психолог.

Я вообще всеми конечностями за то, чтобы человек быстро решил проблему и пошел жить свою счастливую жизнь. К сожалению, это возможно далеко не всегда. Приведу несколько примеров.

Зависимости. Любая зависимость: от человека, еды, веществ, работы, игр и пр. — это следствие травмы. Если бы краткосрочная терапия или техники быстрых изменений были эффективны в этой теме, то на Земле не осталось бы зависимых. А все потому, что речь идет о глубинных личностных изменениях, на которые нужно время.

Созависимость. Это модель нездоровых отношений, которая почти всегда присутствует в семьях, где есть зависимый человек. А также к такой модели прибегают люди, которые имеют определенные детские травмы (о них чуть ниже).

Супруги Уайнхолды (американские психотерапевты, авторы популярной книги по работе с созависимостью) предлагают рассчитывать срок терапии таким образом. Возраст клиента — это количество месяцев терапии, которое потребуется для окончательного выздоровления (хотя качественные изменения могут начаться и гораздо раньше). Таким образом, человеку 36 лет потребуется на психотерапию 36 месяцев или 3 года.

Травмы развития или инфантильные травмы. Каждый человек проходит определенные стадии психического развития. Если какие-то из них не завершены, то это будет отражаться на взрослой жизни человека. К ним относятся травмы привязанности и сепарации. Как правило, в таких случаях речь идет о достаточно раннем возрасте ребенка: от младенчества до подросткового периода. Это истории, когда родители часто отсутствовали в жизни ребенка или не были эмоционально включены в его жизнь или применяли психологическое/физическое насилие и т.д.

Задача психотерапии в этом случае пройти эти стадии до конца, дорастить взрослые части, исцелить внутреннего ребенка, выстроить внутренние опоры. Это то, что лечится только в отношениях с другим человеком. Никакие техники и подходы не смогут помочь пройти этот процесс экстерном.

В отношениях с терапевтом хорошо прорабатываются внутренние детско-родительские конфликты, ранние травмы. У клиента появляется возможность осознать и допрожить чувства из детства, которые остались к папе или маме, получить новый опыт отношений и восполнить некоторые дефициты.

Что происходит в долгосрочной терапии?

Раз человек обращается к психологу, значит его привычные способы решить проблему, не работают. Но при этом есть устоявшиеся паттерны поведения и мышления, которые собственно и привели к этой ситуации. Они формировались годами и обросли толстенным слоем психологических защит. Чем сильнее нарушена личность клиента, тем более ранние защиты он использует. Пробиться сквозь них и поменять содержимое внутреннего мира на более здоровое и адаптивное по щелчку пальцев не представляется возможным.

В терапию человек приносит всего себя: свои способы строить отношения и избегать контакта, свои дефициты и травмы, внутренние конфликты, ограничения и ресурсы. Все это непременно станет явным в отношениях с психологом. И тогда человек сможет это осознать и что-то с этим сделать.

Длительная терапия работает не с проблемой, а с человеком! Она направлена на глубинные личностные изменения.

Но чтобы все получилось, нужны доверие и крепкий терапевтический альянс, для формирования которых также требуется время. Без этих условий терапия не состоится.

Но если все сложилось, то в длительной терапии становится возможным:
- Познакомиться с собой, осознать, кто мы есть на самом деле.
- Научиться осознавать и проживать свои чувства.
- Обнаруживать и распознавать свои потребности, находить способы для их удовлетворения.
- Пережить травму еще раз в безопасных условиях и интегрировать этот опыт в свою жизнь.
- Получить новый опыт надежных отношений, а затем привнести его в свою жизнь.
- Получить опыт безусловного, безоценочного принятия себя со стороны терапевта, почувствовать значимость себя и своих переживаний, научиться относиться к себе так же.
- Повзрослеть и взять ответственность за свою жизнь.

То есть по большому счету речь идет о новом опыте, осознавании и навыках. Цель долгосрочной терапии — научить клиента опираться на себя и справляться с тем, с чем раньше не удавалось.

Как это работает с точки зрения нейробиологии?

На психофизиологическом уровне весь наш опыт «зашит» в нейронных связях, соединяющих лимбическую систему с неокортексом.

К примеру, если в детстве у ребенка были отношения с холодными и дистантными родителями, то у него формируются нейронные связи, позволяющие в дальнейшем вступать в отношения такого типа. А как быть в других отношениях — мозгу неизвестно, т.к. подобного опыта нет. А то, что неизвестно — опасно (с точки зрения мозга), поэтому человек будет избегать нового эмоционального опыта, даже если для него это было бы лучше. Да, в отношениях с холодным партнером некомфортно, зато знакомо.

Психотерапия как раз может помочь создать новые нейронные связи. Потому что именно здесь приобретается новый опыт эмоциональных и живых отношений.

Таким образом, человек будет потихонечку развивать навык здоровых отношений, что повлечет изменения и на уровне функционирования мозга. И когда этот опыт закрепится на уровне нейронных связей, он станет частью личности.

Краткосрочная терапия и быстрые методики

Эти методы работы не направлены на глубинные личностные изменения. К примеру, иногда человеку важно просто разобраться в ситуации, получить взгляд со стороны или совет, чтобы разрешить проблему. Тогда здесь поможет психологическое консультирование.

Для решения точечных запросов, таких как симптом, страх, фобия, поведенческий паттерн — вполне подойдет тот же гипноз или НЛП. Но если эти проявления были связаны с глубинными причинами, то откат неминуем, потому что причина осталась на месте. Краткосрочная терапия работает с проблемой, а не с человеком.

Важно понимать, что краткосрочные методики работают с ограниченным кругом задач и подойдут не всем.

Я думаю, что не всем нужна долгосрочная терапия вместе с ее глубинными трансформациями. Немногие жаждут заглянуть в свой шкаф со скелетами и встретиться с далеко запрятанными чувствами, с собой и своей болью, прилагать усилия, меняться. И это нормально. Но те, кто рискует пойти в терапию, обычно значительно повышают качество своей жизни и удивляются: «Как я раньше так жил?»

Друзья, а вы что думаете по этому поводу? Был ли у вас опыт краткосрочной или долгосрочной терапии?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц