20,1K подписчиков

От ученого до старушки: 5 портретов Рембрандта из Эрмитажа

1,5K прочитали

Рембрандт был знаменит как виртуозный портретист, писал их десятками, не испытывая недостатка в заказчиках. Вспоминаем пять выдающихся портретов великого голландца, которые можно увидеть в Эрмитаже.

«Портрет ученого»

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет ученого». 1631 год. Государственный Эрмитаж © Public domain
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет ученого». 1631 год. Государственный Эрмитаж © Public domain

Один из ранних портретов Рембрандта и самая ранняя из его картин в собрании Эрмитажа. Доподлинно неизвестно, кем в действительности был изображенный человек — ученым, поэтом или переписчиком. Лежащая перед ним книга и серебряный карандаш в правой руке указывают лишь на «книжный» род занятий. Фактура старинных фолиантов и плотной тяжелой скатерти тщательно выписаны.

Серовато-зеленый фон выводит в центр композиции крупную фигуру в темном, вокруг — ничем не нарушаемая тишина. Мужчина на миг оторвался от своего занятия и рассеянно смотрит на зрителя. Падающий на лицо мягкий свет подчеркнут белизной кружевного воротника в форме мельничного жернова. Свет озаряет и лежащие на фолианте усталые руки.

Непосредственность позы и мимики создает достоверный образ полностью поглощенного своей работой человека. Гладкая фактура письма и сдержанная цветовая гамма характерны для портретной живописи Рембрандта сороковых годов.

«Портрет старика-еврея»

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика-еврея», 1654 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика-еврея», 1654 год, Государственный Эрмитаж © Public domain

Последние годы жизни художник проводит в еврейском квартале Амстердама. На портретах этого периода часто можно увидеть представителей общины. Среди заказчиков Рембрандта — богатые евреи, также художник часто приглашал соседей в качестве натурщиков и моделей.

«Портрет старика-еврея» — типичный для позднего периода творчества Рембрандта. Неподвижная фигура изображена по пояс, руки спокойно сложены, фон нейтрален, а детали немногочисленны. В колорите преобладают красные и коричневые тона. Лицо и руки выделены падающим на них светом, неясно мерцающим на темной одежде.

Мудрость и пережитые за долгую жизнь горести отражаются на лице погруженного в свои мысли старика. Настроение и внутренние переживания героя созвучны художнику, который к тому времени потерял жену и был на пороге банкротства.

«Молодая женщина, примеряющая серьги»

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Молодая женщина, примеряющая серьги», 1657 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Молодая женщина, примеряющая серьги», 1657 год, Государственный Эрмитаж © Public domain

На картине художник любовно запечатлел сцену из повседневной жизни. Обаятельная девушка перед зеркалом примеряет сережку, сверкающее украшение становится композиционным центром картины. Выполненный в теплых тонах образ контрастирует с темным насыщенным фоном.

Мастер светотени, Рембрандт переносит весь свет на героиню, подчеркивая блеск золотых браслетов и украшений, сияние белоснежных одежд, крупную сережку, мягкое свечение волос, лица и рук. Характерные красные и коричневые оттенки пронизаны светом. Непринужденный жест, затаенная улыбка и грациозность обаятельной героини словно выхвачены художником из жизни.

«Портрет старика в красном»

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика в красном», 1652–1654 годы, Государственный Эрмитаж © Public domain
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старика в красном», 1652–1654 годы, Государственный Эрмитаж © Public domain

Один из самых известных шедевров позднего творчества Рембрандта. В это время много переживший художник приходит к осмыслению значения личности, постижению духовного мира своих моделей. Особый интерес у него вызывают лица пожилых людей, а натурщиками часто выступают соседи по еврейскому кварталу.

На «Портрете старика в красном» Рембрандту удается передать внутреннюю силу, достоинство и глубокую печаль человека, много пережившего и ступившего на порог вечности. Старик в традиционной еврейской шапочке-кипе спокойно сидит в кресле, сложив натруженные руки на коленях. Озаренная светом фигура словно выступает из мягкой полутьмы, как из прошлого.

Образ соединяет разные временные пласты, разрастаясь до вневременного, библейского смысла: познавший и радости, и беды старик не сломлен, а с достоинством ждет финала. Глубокие морщины на лице старого еврея напоминают о беспощадности времени, в его фигуре и осанке ощущаются мудрость, спокойствие и сила.

«Портрет старушки»

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный Эрмитаж © Public domain
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный Эрмитаж © Public domain

Тема ценности человеческой жизни со всеми ее горестями и радостями раскрывается в поздних портретах Рембрандта с особой психологической глубиной. Старики выступают как носители высшего смысла, хранители едва ли не библейских воспоминаний, след которых внимательный наблюдатель может прочесть на их лицах.

В «Портрете старушки» лицо пожилой женщины отрешенно, она не смотрит на зрителя, задумавшись о пережитом. Старческие морщины и узловатые суставы рук переданы плотными энергичными мазками, характерными для поздней манеры художника. Игра света и тени на лице от необычного головного убора, подчеркивающая темные глаза, высвеченные руки и светлые элементы костюма в противовес глубоким коричневым тонам фона придают образу пожилой женщины жизненность и правдивость.

Для справки:

Открытие выставки Рембрандта в Еврейском музее запланировано на октябрь 2022 года при поддержке банка ВТБ. А пока портреты и другие шедевры мастера можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Картинам великого голландца отведен отдельный зал в здании Нового Эрмитажа. ВТБ также выступает многолетним партнером музея.