Найти тему

Видение вселенского праздника кущей (Откр.7:9-12)

Оглавление

.

.

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр.7:9-10)

.

После поименного перечисления (но не видения) каждого из колен сынов Израиля, к которым принадлежат сто сорок четыре тысячи запечатленных, тайнозритель видит «великое множество людей», исчислить которое попросту невозможно. Причем слова «после сего», свидетельствующие о порядке следования открывающихся тайнозрителю небесных видений, применимы в данном случае и к логике развития небесных событий.

Другими словами, взяв начало от «запечатления» ста сорока четырех тысяч небесных первенцев, с ходом времен Церковь Торжествующая достигает неисчислимой полноты, и, по слову свт. Нектария Эгинского, «пребывает на небесах после того как она сражалась, восторжествовала над врагом и во славе была приведена к подвигоположнику Христу».

А поскольку «великое множество людей», пришедших «из всех племен и колен, и народов и языков» и стоящее перед Небесным престолом, продолжает образ «двенадцати колен Израиля» в проекции на весь человеческий род (сравн. – «…спасение Богу нашему...»), — ап. Иоанн обращается здесь к тому же образу «племен-колен-народов-языков», от которого в главе 5 именовались «искупленные», и от чьего имени звучала «новая песнь» двадцати четырех небесных старцев «…и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9).

(Здесь можно заметить, что смысловая конструкция «племена-колена-народы-языки» с минимальными отличиями повторяется в книге Откровение знаменательные семь раз, — и в каждом случае обозначает все человечество, призываемое ко спасению, сравн. – Откр.5:9, Откр.7:9, Откр.10:11, Откр.11:9, Откр.13:7, Откр.14:6, Откр.17:15)

Что касается числа людей «в белых одеждах», — тайнозритель прямо свидетельствует о том, что причасники небесного славословия в буквальном смысле неисчислимы (сравн. с ситуацией в главе 5: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч», Откр.5:11).

Более того, все это неисчислимое множество людей не просто приблизилось к Небесному престолу, животным и старцам, но пребывает прямо перед Агнцем «с пальмовыми ветвями в руках» (т.е. с «ветвями широколиственных дерев», Лев.23:23-34, Неем.8:15) в ожидании и в преддверии «вселенского праздника кущей», вместе с наступлением которого для спасенных «из всех племен и колен и народов и языков» откроется вся полнота Божественных Обетований.

Так что в видении неисчислимого Небесного Собора как бы повторяются и завершаются события Вербного Воскресения, в соответствии с которыми собравшийся с пальмовыми ветвями народ пребывает в ожидании торжественного въезда Спасителя в город Иерусалим.

Но если в земной град Господь въезжал с Елеонской горы на осленке, что указало на Него как на Царя и Мессию для двенадцати колен Израиля (сравн. – «…другие резали ветви с дерев и постилали по дороге», Мк.11:8-10), — то Вход Спасителя в Небесный Иерусалим будет славным и величественным явлением Всадника на белом коне и Царя Царей (Откр.19:11-16), Которому поклонится всякое колено «небесных, земных и преисподних» (Фил.2:9-10).

Таким образом, прорисованные в главах 4–7 пророческие панорамы неуклонно расширяются, представляя новозаветную духовную реальность в развитии, умножении и совершении:

  • от четырех животных и двадцати четырех старцев — ко «всякому созданию во вселенной» (Откр.5:8–13)
  • от «душ убиенных», которые находились под жертвенником и первыми облачились в священные белые одежды, — к «исполняющим их число» (Откр.6:9-11)
  • от исчисленных двенадцати тысяч из каждого колена сынов Израиля — к неисчислимому множеству пришедших от «всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:4-10)

А это означает, что пребывающий на небесах Новозаветный Собор берет начало от Церкви Первенцев, которые до победы Спасителя пребывали под жертвенником (и они же есть 144000 «запечатленных»), а затем возрастает до неисчислимого множества людей от всех «племен и колен, и народов и языков», которые облекаются в «одежды белые» и присоединяют свои голоса к славословиям Торжествующего Небесного Собора (Откр.6:9-11, Откр.7:4-10).

.

...............................................................................................................................................

.

И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (Откр.7:11-12)

.

Поскольку буквально тут же тайнозритель свидетельствует о том, что единая песнь Небесного Собора людей и Ангелов, которая в полноте семи славословий утверждала в главе 5 совершенное достоинство Агнца (сравн. –«…достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение», Откр.5:12), к концу времен адресуется и посвящается Самому Творцу и Вседержителю, — вполне очевидно, что начиная от запечатления «ста сорока четырех тысяч», Господь и Спаситель вел и привел Небесный Собор не только к «числовой» полноте, но и к разумному, осознанному и совершенному прославлению Пресвятой Троицы (сравн. – «…да прославится Отец в Сыне», Ин.14:13; Ин.5:22-23; Рим.15:6, Фил.2:10-11 и т.д.).

При этом свт. Андрей Кесарийский в комментариях к этому эпизоду замечает, что при воспевании семи славословий старцы и четыре животных по-прежнему находятся ближе прочих к Небесному престолу (сравн. – Откр.5:11):

«Стояние вокруг херувимов и старцев» означает высоту почести для тех, которые прославляются под числом старцев. И Богу за Его Божественное попечение о всей твари ради нас возносится благодарение всеми сущими силами»

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пришедшие на небо от великой скорби (Откр.7:13-14)

Предыдущая статья: Сто сорок четыре тысячи запечатленных запечатленных (Откр.7:4-8)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #великое множество людей, которого никто не мог перечесть, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, Откр.7:9 #семь славословий перед небесным престолом, Откр.7:10-12