Если про наземные сражение на Ржевском выступе написано крайне мало, то про боевые действия в воздухе, я почти ничего не нашёл.
Единственное исключение — работа И.И. Мизерова «Боевые действия 1-й и 3-й воздушных армий в первой Ржевско-Сычевской операции потери и их восполнение». Автор привёл много интересной статистики по нашим ВВС, поддерживающим войска Калининского и Западного фронтов. Работа проделана немалая, основано всё на боевых документах, поэтому особо добавить что-то сложно.
Однако, совершенно непонятно, какими силами располагал противник. Я решил восполнить этот недостаток.
Но сначала кратко изложу состав нашей авиации к началу операции и потери, которые мы понесли. Я для экономии воспользовался работой И.И. Мизерова, хотя нашёл в ней некоторые недочеты, которые пришлось исправить.
Итак, к началу наступления в составе 1-й воздушной армии, поддерживающей Западный фронт, было 11 авиадивизий (201-я, 202-я, 203-я и 234-я истребительные, 204-я бомбардировочная, 213-я ночная бомбардировочная, 214-я, 224-я, 231-я, 232-я и 233-я штурмовые), разведывательный авиаполк (10-й) и две корректировочных эскадрильи (20-я и 21-я), со следующим количеством самолётов:
- 140 истребителей (плюс 25 неисправных), в том числе 11 МиГ-3, 5 «Харрикейнов», 87 Як-1 и 37 ЛаГГ-3;
- 219 штурмовиков Ил-2 (плюс 36 неисправных);
- 69 фронтовых бомбардировщиков, в том числе 59 Пе-2 и 10 СБ и Ар-2;
- 87 лёгких ночных бомбардировщиков, в том числе 29 Р-5 и 58 У-2;
- 5 разведчиков (и 5 неисправных), в том числе 3 Пе-2 и 2 Пе-3;
В смешанных авиационных полках, придаваемых каждой из армий Западного фронта:
- 52 истребителя, в том числе 8 Як-1, 33 ЛаГГ-3, 6 И-16 и 5 И-153;
- 8 корректировщиков Су-2.
В составе 3-й воздушной армии, поддерживающей войска Калининского фронта было 8 авиадивизий (209-я, 210-я, 256-я, 263-я истребительные, 211-я и 285-я бомбардировочные, 212-я и 264-я штурмовые) и 11 отдельных авиационных полков (648-й, 695-й, 887-й, 930-й легкобомбардировочные, 11-й разведывательный, 195-й, 708-й, 881-й, 882-й, 883-й, 884-й смешанные). Смешанные полки также придавались армиям, но на Калининском фронте указаны в составе воздушной армии. Всего имелось самолётов:
- 172 истребителя (плюс 37 неисправных), в том числе 45 ЛаГГ-3, 31 Як-1 и Як-7, 88 «Харрикейнов» и 8 И-16;
- 141 штурмовиков Ил-2 (плюс 15 неисправных);
- 86 бомбардировщиков Пе-2 (плюс 16 неисправных);
- 103 лёгких ночных бомбардировщиков У-2 (плюс 13 неисправных);
- 2 разведчика Пе-2.
Таким образом, к началу операции имелось всего 1222 боевых самолёта, в том числе 407 истребителей, 421 штурмовик, 171 фронтовой и 203 лёгких ночных бомбардировщика, 20 разведчиков и корректировщиков.
По данным И.И. Мизерова, суммарные потери 1-й и 3-й ВА ВВС РККА за три месяца (июль – сентябрь 1942 г.) в небе над Ржевским выступом составили 925 машин.
Я бы обратил внимание, что согласно документу, под названием «Сведения о боевой работе частей 1 ВА» за период с 30.07.1942 по 18.08.1942 г. армия получила 240 самолётов пополнения, в числе которых было 67 дневных и 17 ночных бомбардировщиков, 61 штурмовик и 95 истребителей. Потери за этот период в том же документе только по 1-й воздушной армии составили 286 самолётов.
Кстати, наличие самолётов в том же документе на 18-е августа в 1-й воздушной армии показано 606.
В любом случае, я думаю, будет интереснее информация по составу немецкой авиации.
Группу армий «Центр» поддерживало воздушное командование «Восток» (Luftwaffenkommando Ost), в подчинении которого были 1-я авиационная дивизия, все части которой действовали непосредственно над Ржевским выступом.
Штаб 1-й дивизии базировался в Дугино — это как раз самый что ни на есть Ржевский выступ, недалеко от Сычёвки. В подчинении 1-й дивизии были два штаба эскадр (3-й бомбардировочной и 51-й истребительной), 3 штаба разведывательных групп, 3 истребительных, 5 бомбардировочных, 2 пикирующих бомбардировочных групп, 1 противотанковая эскадрилья, 1 эскадрилья дальней и 6 эскадрилий ближней разведки.
Кроме того, в непосредственном подчинении командования «Восток» имелись (перечислю лишь тех, кто точно действовал в районе Ржева и Вязьмы) 4./121-я эскадрилья дальней разведки, штаб и 1-я группа 54-й эскадры (базировались на Вязьму), а также штаб, 2-я и 3-я группы 1-й бомбардировочной эскадры, базировавшейся в Брянске.
Теперь давайте посмотрим статистику движения самолётов за август и сентябрь.
Сначала истребительная авиация за август:
Теперь за сентябрь:
В августе некоторое время в Дугино базировалась и 1-й группы 51-й эскадры, но без самолётов, ибо тогда она только получала новые FW.190A. Получив самолёты группа перелетела под Любань и над Ржевом не сражалась.
Теперь ударные самолёты — штурмовики и пикирующие бомбардировщики. Статистика за август:
А это за сентябрь:
Статистика по бомбардировщикам за август:
Статистика по бомбардировщикам за сентябрь:
И теперь разведывательная авиация. Данные за август:
И статистика по разведчикам за сентябрь:
Что мы видим? К началу августа, то есть когда на Калининском фронте на земле уже шли бои, а на Западном только готовились наступать, немцы располагали 410 боевыми самолётами, в том числе 133 истребителей, 11 ночными истребителями (это Ju.88C-6), 41 пикирующим и 156 горизонтальными бомбардировщиком, 17 дальними и 52 ближними разведчиками.
Потеряно в боях за август 113 самолётов.
В начале сентября у немцев было 316 самолётов, в том числе 114 истребителей, 3 ночных истребителя, 9 штурмовиков, 57 пикирующих бомбардировщиков, 162 горизонтальных бомбардировщика, 12 дальних и 59 ближних разведчика.
Потеряно в боях за сентябрь 64 самолёта.
По советским отчётам под Ржевом действовало намного больше авиационных частей.
Из перечисленных в сводках 1-я истребительная эскадра на Восточном фронте в тот период не воевала, а 28-й истребительной эскадры на тот момент не существовало.
27-я бомбардировочная эскадра была существенно южнее Курска, 4-я группа 51-й бомбардировочной эскадры действительно находилась в Бобруйске оперативно подчинялась штабу 1-й авиадивизии, но в боевых действиях, насколько я выяснил, не принимала участия. Части 53-й эскадры вроде в начале августа были под Смоленском и действительно были вооружены самолётами He.111, но, мне не удалось найти информацию об их участие в боевых действиях в районе Ржева.
Надо отметить, что немецкое командование очень оперативно могло перебрасывать авиационные части с одного участка фронта на другой, поэтому иногда и сложно отследить точное количество самолётов.
Я не претендую на полноту приведенных мною данных, возможно, что не все части Люфтваффе я учёл в районе Ржевского выступа, но едва ли их много. Может быть, кто-то всерьёз займётся изучением этого вопроса, не в рамках небольшой статьи. В любом случае буду рад, если кто-то добавит информации.
Я бы отметил ещё, что согласно нашим сводкам сухопутные войска несли серьёзные потери от действия немецкой авиации, во всяком случае, об этом постоянно упоминается. Правда, по данных сухопутных войск, в налётах принимало участие много больше немецких бомбардировщиков, чем их имелось всего в районе всей группы армий «Центр», а также много упоминаний про типы самолётов, которых в то районе вообще не было. Но это мелочи.
Во всяком случае теперь, дочитав до конца, вы можете иметь представление о масштабе воздушного сражения над Ржевским выступом с августе-сентябре 1942 года.
Кто хочет ещё посмотреть аналогичные материалы, рекомендую мою статью:
Танки и самолёты шестого Сталинского удара
А все материалы, связанные с Ржевской битвой можно найти по тегу #ржевскаябитва.
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».