Найти тему
БизнесДром

Не было бы счастья: пандемия изменила восприятие финтеха

Закрытие границ, массовые локдауны, а также компенсации пострадавшему от кризиса населению и бизнесу стали очень мощными драйверами развития финансовых инноваций. Коронавирус не только в несколько раз ускорил цифровизацию финансового сектора, но, главное, изменил наше представление об «удаленных» финансах.

Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра "БизнесДром", председатель Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам
Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра "БизнесДром", председатель Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам

Удаленные каналы обслуживания клиентов, цифровые банки и необанки появились не вчера и даже не в пандемийном 2020 году, а относительно давно и постепенно завоевывали мир или, по крайней мере, свое место под солнцем. Основными драйверами финтеха выступали преимущественно демографические факторы: поколению миллениалов, а вслед за ним и «цифровому» поколению (Z) было непривычно, что большая часть их жизни связана с Интернетом и гаджетами, но только не финансовая сфера, которая традиционно существовала по своим консервативным законам. Другим, не менее мощным драйвером стал поиск способов снижения издержек по ведению банковского бизнеса в связи с кратным усилением государственного регулирования этого сектора (и далеко не только в России). Наконец, банкиры и основатели финтех-стартапов были вынуждены подстраиваться под платежеспособность новой молодой аудитории, уровень доходов которой серьезно отставал от уровня доходов их родителей.

Отсюда появились, например, нулевые брокерские (Robinhood) и не только комиссии, бесплатные денежные переводы, а растущая конкуренция за клиента привела к появлению обширных программ лояльности в виде разнообразных кэшбэков и скидок от партнеров. В свою очередь, геймификация — столь привычная цифровым поколениям – стала основой финансового маркетинга. И еще: финансы оказались сферой, где правила диктует не предложение, а спрос. Иными словами, теперь это рынок покупателя.

Между тем дискуссия в обществе и в профессиональных кругах о том, кто победит — онлайн или офлайн, — не утихала. Все изменилось в начале 2020 года по всем понятной причине. «Сейчас за два месяца всем банкам пришлось стать «Тинькофф», — так описывал эту трансформацию в конце апреля 2020 года первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. К этому времени, стоит отметить, удаленные системы обслуживания имелись почти у всех розничных банков и даже было несколько полностью цифровых кредитных организаций — без офисов. И только благодаря этому массовые карантины не привели к экономическому и социальному коллапсу. Тем не менее сместившийся в онлайн трафик подстегнул банки к развитию новых удаленных сервисов. Например, Банк России разрешил банкам открывать счета удаленно — чего раньше нельзя было и представить. Появились новые продукты: онлайн-кредиты, цифровая ипотека, инвесткопилки. Но что еще важнее — очень неожиданным следствием пандемии стал бум частных инвесторов: правительство помогало гражданам и бизнесу деньгами, и часть этих денег пошла на фондовый рынок. Вкупе с излишком свободного времени из-за карантинов это и дало неожиданный эффект.

Но вернемся к кредитным организациям. Главным трендом в этой сфере стал цифровой банк «в кармане» — когда все банковские услуги и продукты доступны в мобильном приложении. Без развития машинного обучения и внедрения элементов искусственного интеллекта (чат-ботов, виртуальных ассистентов, современных технологий скоринга и т. д.) цифровой банк не был бы столь полноценным, как сегодня. Но то ли еще будет!

Кроме того, в последние пару лет стали бурно развиваться маркетплейсы и экосистемы, большая часть из которых строится именно вокруг розничных банков. Точнее, вокруг универсальных банков, но сами экосистемы и цифровые платформы в первую очередь были рассчитаны именно на розничного клиента. Это позволило сконцентрировать банковские и другие финансовые услуги на одной платформе, без переходов в другие приложения или страницы. Речь идет о бесшовных услугах. Импульс к развитию получили так называемые встроенные финансы. Когда в одном сервисе клиент может перевести деньги, взять кредит, оформить страхование и т. д. Следующий уровень — подключение других опций, в том числе по покупке товаров и услуг, доступ к государственным услугам.

И уровень этот постепенно достигается: ряд банков уже внедрили у себя так называемую подписную модель, когда клиент получает в комплексе финансовые и нефинансовые услуги на основе регулярного (чаще ежемесячного) платежа. В прошлом году такие сервисы запустили «Сбер», Совкомбанк и Тинькофф Банк. В них оценили численность своих подписчиков в 4 млн, 1,5 млн и 1,3 млн человек соответственно. Над похожим форматом, по опросу «Коммерсанта», задумались в ВТБ, банке «Открытие», Райффайзенбанке и некоторых других.

Другой финтех-тренд — бурное развитие финансовых услуг от нефинансовых корпораций. На рынке уже прочно обосновались такие системы мобильных платежей и электронные кошельки, как Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, Alipay и другие. А в этом году финансовые услуги активно развивают российские поисковики «Яндекс» и Mail.ru (VK). Фактически смартфоны заменяют нам кошельки, и встает вопрос: а нужны ли вообще наличные и пластиковые карты? Особенно в свете будущего появления цифрового рубля, тестирование которого ЦБ пообещал начать уже в следующем году. Очевидно, что новые способы оплаты не вытеснят разом те, к которым мы уже привыкли, однако сильно их потеснят.

Каким будет финтех в постковидную эпоху? Ответ на этот вопрос сильно зависит от того, с какими результатами мир выйдет из пандемии. Пока появление все новых и новых штаммов лишь подстегивает развитие цифровых технологий. Но даже после того, как коронавирус будет взят под контроль, возврата к офлайну ждать не стоит. Глобальными трендами в развитии финтеха в обозримой перспективе станут дальнейшее внедрение элементов искусственного интеллекта и появление новых продуктов и решений на их основе, а также кибербезопасность.

Источник: banki.ru