Во второй половине 1944 года при поддержке рейхсфюрера СС Андрей Власов выпустил антисоветский манифест и стал формировать Русскую освободительную армию, вооружая изменников немецким оружием. В состав РОА влилось много военнопленных и к марту 1945 года подготовлена полноценная дивизия. В сжимающемся кольце возмездия немецкие генералы требовали, чтобы частями РОА заткнули распадающийся Восточный фронт. А начало истории здесь.
Дебют
Сам генерал Власов требовал, чтобы момент использования РОА был правильно подобран. Нужна победа, чтобы поднять русский дух и солдаты СССР дружно побежали к нему через линию фронта. Гиммлер согласился с генералом и приказал перебросить власовцев под Берлин, где его группа армий "Висла" готовилась оборонять сердце Германии.
Вторая дивизия РОА была не вооружена, поэтому к реке Одер перебрасывают 1-ю дивизию РОА комдива Буняченко. Генерал в советской армии был плохим командиром и у немцев воевать тоже не хочет, но исполнить приказ Власова нехотя согласился.
Местом презентации новых русских патриотов стал советский плацдарм на западном берегу Одера 13 апреля 1945 года. Несмотря на острую нехватку боеприпасов и авиации, немцы поддерживают власовцев артогнем и бомбежкой, танковые части выделяют небольшое число самоходок в помощь, бомбят советские окопы и летчики авиации РОА.
В течении 3 часов 20 тысяч власовцев решительно наступают, а потом застревают в колючей проволоке и минных полях. Радости нет, но потеряно лишь 300 человек. Немцы требуют повторить атаку, Буняченко отказывается и требует отправить его дивизию к своим в Южную Европу.
Новая измена
Немцы не знают, что РОА разработал тайный план бегства на Запад и что власовцы жаждут предать во второй раз. План власовцев в том, чтобы все части РОА стянулись в Западную Чехословакию и сдались американцам, ведь попадание в советские руки означало смерть за предательство.
Немцы глупыми точно не были. Строптивость 1-й дивизии была подозрительна, генерал Хейнрици требовал разоружить русских и передать дефицитное оружие ему, но Гиммлер перевел власовцев в группу армий "Центр" фельдмаршала Шёрнера, обороняющего Чехословакию.
Шёрнер приказал 1-й дивизии РОА занять восточную чешскую границу, однако власовцы пошли на чешский запад. И фельдмаршал не смог ни заставить русских вернуться, ни уничтожить их. Ему просто нечем наказать 24 тысячи вооруженных солдат, он просто уговаривал Буняченко вернуться в окопы против Советов.
А русский генерал лишь улыбался и обещал, обматывался бинтами и прикидывался больным, лишь бы успеть в захлопывающуюся дверь. Затем пал Берлин, покончил с собой Гитлер, Геббельс, исчез Гиммлер. Сам фельдмаршал Шёрнер тоже вовсю отступал к американскому сектору, чтобы сдаться в плен.
Хаос
1 мая 1945 года войска РОА были лишены немецкого довольствия, стали шайкой бандитов, отбирая еду, топливо и транспорт у бегущих немцев. Генерал Власов совершенно пал духом и превратился в равнодушного алкоголика.
Вспоминает немецкий офицер: "Власов принимал меня лежа на диване, извиняясь за переутомление. Перед ним на столе или на стуле стояла бутылка водки. Стаканы наливались, и начинались философские разговоры. Чем дольше они продолжались, чем глубже становилась ночь, чем больше выпивалось водки, тем сильнее проступала горькая обреченность Власова".
В начале мая 1945 года все части РОА были сами по себе, каждый спасался, как хотел. Генерал Власов больше никем не командовал, он двигался за власовцами к американской зоне в чешской Богемии, рассчитывая избежать мести Сталина.
А командир единственной полноценной дивизии РОА внезапно решил стать героем и поиграться в политику. Его 1-я дивизия резко повернула вниз, чтобы сражаться с чехами против немцев в восставшей Праге.
ДАЛЬШЕ: часть 6/6 < (жми!)