Буквально на днях Россия отметила 80-летие контрнаступление Советских войск под Москвой. В декабре 1941 г. немцы впервые были разбиты. Московская битва стала началом коренного перелома в войне. Удивительно, но все чаще в западной прессе появляются публикации, где утверждается, что под Москвой мы разгромили немцев только благодаря танкам наших союзников - США и Великобритании, а без них никакой победы и не было бы. Имеется даже документ, который якобы доказывает эту версию - «Журнал ежедневных событий президента США за ноябрь 1943 г.». В нем зафиксировано, что в Тегеране на встрече с 32 президентом США Франклином Рузвельтом, Иосиф Виссарионович Сталин произнес: «Без машин, поставлявшихся по Ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну». Что же получается? Победу под Москвой обеспечили танки наших союзников? Что-то с американской версией явно не так и в этом стоит разобраться поподробнее.
30 сентября 1941 г. соединения нацистской группы армии «Центр» нанесли мощный удар по Брянскому фронту, прикрывавшему Москву. Это наступление рассекло наши армии, 600 тыс. человек попали в окружение и путь к советской столице был открыт. До нее немцам оставалось дойти всего 20 км. Казалось Москва вот-вот падет. По планам Гитлера, это был бы конец войне. Но их перечеркнул исход битвы под Москвой. С 5 декабря 1941 г. по 7 января 1942 г. бойцы Красной армии перешли в мощное контрнаступление, которое отбросило немцев от столицы. И произошло это благодаря мощным танковым ударам. Москву защищали 990 бронемашин. Но что это были за танки и кто их выпускал?
Здесь следует сделать важную оговорку - БТ-7, Т-26, Т-30, Т-40 и Т-60, которых было в СССР очень много, в расчет не берем. Это были плохо защищенные и слабо вооруженные машины. Но главное, контрнаступление под Москвой началось в декабре, а к тому моменту уже выпал снег и малые танки застревали даже в небольших сугробах. Мы будем рассматривать средние и тяжелые машины. именно благодаря им и была одержана победа под Москвой. Советский союз из танков такого класса выпускал различные модификации Т-34, а также тяжелые КВ-1 и КВ-2. Попрограмме Ленд-лиз в 1941 г. американцы должны были поставить нам свои средние танки «Lee», а англичане - пехотные «Valentine» и тяжелые бронемашины «Matilda».
Англичане и американцы обязались поставлять нашей стране по 500 танков в месяц (4500 единиц в срок до середины 1942 г.). Договор был составлен таким образом, чтобы к битве под москвой, т. е. к началу декабря у нас было бы 3000 американских и английских танков. Однако Великобритания и особенно США сильно задержали поставки. По факту ни одно американского танка в СССР не прибыло ни в октябре, ни в ноябре, ни в декабре 1941 г. А значит в контрнаступлении под Москвой их техника участия не принимала. В самый сложный период войны американцы нам танками так и не помогли.
Англичане поставки начали, но к моменто наступления вместо купленных Советским Союзом 1500 бронированных машин прислали лишь треть от этого количества. Но сколько же английских танков принимало участие в контрнаступлении?
Часть британских машин к тому моменту действительно находилась в советском Союзе, вот только не под Москвой, а в Казани и в горьком (ныне Нижний Новгород). Возникает вопрос, для чего их отправили в тыл, когда они были так нужны? Как ни странно для вооружения. Огромным недостатком обоих британских танков была слабая пушка калибром 40 мм. Кроме того, британцы в комплекте с танками должны были привезти снаряды соответствующего калибра, но как выяснилось, забыли это сделать. Посмотрев на это недоразумение, Сталин срочно приказал советским конструкторам снять с танков их родные пушки и установить на «Матильды» и «Валентайны» советские 45-миллиметровые пушки.
Но на этом проблемы не закончились. Как выяснилось в ходе приемки техники, британские танки преодолевали сугробы лишь в теории. На практике же оказалось, что их траки не редко скользили и буксовали даже на ровной поверхности, а уклон в 15 градусов становился для них непреодолимым препятствием. Такую технику и танком было стыдно назвать. Отправлять такие машины по заснеженным полям было бессмысленно. И в СССР на самом высоком уровне было принято решение разработать для «Валентайнов» и «Матильд» еще и новые гусеницы. В последующие годы англичане исправили дефекты и поставляли в СССР боеспособные машины. Однако во время Московской битвы большая часть танков, закупленная в англии, так и не приняла участие в ключевом сражении войны.
По официальным данным под столицей в декабре 1941 г. действовало около 50 танковых батальонов и лишь в 6 из них были английские бронемашины. В каждом батальоне было около 30 танков, из которых половину составляли советские Т-34 и КВ, а другую половину составляли «Матильды» и «Валентайны». Получается, что в контрнаступлении под Москвой принимали участие не больше 90 английских танков.
Отметим еще один важный момент - танки производства США и Великобритании нам были нужны именно в период боев под Москвой, когда советские заводы еще не завершили эвакуацию. Однако в 1941 г. западные поставки были минимальными - всего 10% от общего объема грузов, полученных по программе Ленд-лиз. Основную же часть техники наши союзники передали нам в 1943 - 1945 годах, когда острой необходимости в ней уже не было.
Ну и остается последний аргумент, который западные эксперты приводят как доказательство того, что никакой победы не было бы без их помощи. Напомним, они утверждают, что в ноябре 1943 г. в Тегеране на встрече с президентом США сам Сталин якобы сказал, что без машин поставлявшихся по Ленд-лизу мы бы проиграли эту войну. Однако есть еще одна версия того, что тогда говорилось. Существует книга под названием «Как он видел это», которую написал сын Франклина Рузвельта - Эллиота Рузвельта. Он на тот момент уже был генералом, присутствовал на той самой конференции и слушал ту самую речь Сталина. Так вот, по утверждению Эллиота, Сталин сказал следующее: «Иностранные поставки всего-лишь помогают нам выиграть войну...».
А теперь сравните: «помогают выиграть» и «без этих танков мы бы проиграли войну». Ведь это совсем разные фразы. И еще один важный момент - свою книгу Эллиот опубликовал в 1946 г. Тогда почти все участники той встречи были живы. А вот «Журнал ежедневных событий президента США» увидел свет лишь в 1961 г., т. е. через 15 лет после окончания войны. Сталин к тому моменту уже давно отошел в мир иной и не мог сказать, правду опубликовали американцы или ложь. Выводы делайте сами.