В год окончания ВОВ Михаил Исаковский написал стихи, которые впоследствии стали популярной песней, которую пели даже в самых отдаленных местностях страны.
Он написал произведение под названием «Прасковья», а песню позже стали именовать, как «Враги сожгли родную хату». У нее не слишком завидная судьба, хотя она пользовалась успехом у многих советских граждан. Прежде, чем ее могли спокойно петь, она пробыла в опале девятнадцать лет.
Александр Твардовский подтолкнул композитора Матвея Блантера к написанию музыки к этой песне, когда сказал ему, что Исаковский написал стихи, которые нужно обязательно просмотреть и оценить.
Уже через час была готова музыкальная композиция на слова Михаила Исаковского. Дебют ее состоялся на радио в 1946 году, когда песню исполнил Владимир Нечаев. И она тут же была запрещена из-за резкой критики цензоров.
Основная формулировка запрета звучала, как «потакание народному горю». Авторы не должны были упоминать любое горе, чтобы в тени не осталась Великая Победа. А в песне были всем известные слова - «Враги сожгли родную хату».
Хорошо, что авторов этого музыкального творения не подвергли репрессиям за предательство или что-то в подобном роде. Наверное спасением для них стала «Катюша», которую уже распевали по всему миру. Ее сочинили Блантер и Исаковский.
Упрятать за решетку творческий дуэт не смогли, так как это были уже очень известные люди. Ну, а вот боль в народе осталась после того, как фашисты сожгли в оккупированных деревнях почти все дома. Цензоры были в чем-то конечно правы. Общество не должно было слышать песню, где поется о том, что немцы сожгли родную хату.
А сколько людей заживо сгорело в деревянных избах, когда гитлеровцы собирали всех жителей в один дом и сжигали их. Это они так экономили патроны. Или когда просто живой народ закапывали в землю. В тот момент эта песня действительно била по самому больному, так как вся страна стояла в руинах.
Свои стихи Исаковский пытался напечатать в разных печатных изданиях, но редакторы попросту боялись опубликовать, эти «режущие в самое сердце» фразы. В народе она получила все-таки свою популярность после того, как ее спел Нечаев. Правда, она была уже совсем переделанная, так как каждый пел ее на свой лад.
Возможно бы, это произведение появилось бы опять в силу своего народного успеха, но венгерские события 1956 года, когда вспыхнул антисоветский бунт, так и не дали ей прорваться сквозь запрет цензуры. В этот раз она попала в опалу вместе с Венгрией за то, что в песне были слова про медаль за город Будапешт.
В 1960 году песню спел на свой страх Марк Бернес на концерте к пятнадцатилетию Победы над Германией. В зале была вначале долгое молчание, а потом начались бурные аплодисменты. Но, все равно певцу запретили ее больше исполнять. Хотя сама песня уже давно стала неким «народным реквием».
В 1965 году Василий Чуйков обратился к Марку Бернесу, чтобы он исполнил песню по телевизору на «Голубом огоньке». Это было его любимое произведение и поэтому никто не мог отказать известному герою ВОВ в этой просьбе. После выхода телепередачи ее уже никто не критиковал и она избавилась от цензуры власти.
В то время еще авторитет маршала Чуйкова был непоколебимым. Даже сейчас, эта песня является одной из самых популярных произведений про Великую Отечественную.
Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.