Найти тему
Стив Май

Нужно ли работать по специальности?

Есть такая особенность у нашего высшего образования: мало кто после ВУЗа идет работать по полученной специальности. Хорошо это или не очень?

Обычно люди говорят, что выпускники ВУЗов не идут работать по полученной специальности, с некоторым негативным оттенком, мол это плохо. Ну, в самом деле - готовили специалиста учёного-химика, а он ушёл не на химическое производство или НИИ, а в бизнес или в программисты. А хим-производство стоит: не каждый программист сможет за химика работать...

Давайте немного отмотаем время назад и вспомним, себя в школе. Скажите, положа руку на сердце, хорошо ли вы представляли, чем занимаются на работе ваши родители? Некоторые скажут - был на работе у папы/мамы, видел. Всё ли видел? Нет, не думаю. Скорее всего, просто сидел в уголочке и рисовал карандашами - чтобы не мешать. А большинство вообще не интересовались - работает работу, что ещё папа/мама может делать на работе?

Современные школьники представляют себе работу взрослого человека ещё хуже - то есть, даже не никак, а неправильно. Например, многие считают работу программиста примерно такой, как у Нео в фильме "Матрица".

И перед вот таким ребёнком ставят вопрос: кем ты хочешь стать?

Что может сказать такой школьник? Что ему нравится программирование? Дак он его только по фильмам знает. Что не хочет работать строителем? Так и этого он тоже не видел. А то выберет программирование, отучится лет 5, кучу денег потратит, придёт в Гугл или Яндекс, и через два дня уволится - потому что не его это, не нравится. И дальше что?

Как сделать выбор и не ошибиться?

Конечно, есть всякие профориентационные мероприятия и УПК, кружки, секции. Но это всё не то. Это не даёт нужного нам эффекта.

Образование не обязательно должно давать однозначную профессию. Оно должно создавать базу, делать из человека заготовку, на которую можно наложить любую специализацию. И тогда, придя в программирование, человек без сожаления уволится через два дня, если увидит, что это "не его". Там поработает, здесь... И глядишь - к сорока годам уже определится.

Кажется, что сорок - это уже считай, что всё... Но за последние пару веков продолжительность жизни человека разумного сильно увеличилась. Теперь у нас есть эти сорок лет на то, чтобы определиться в жизни.

Образование даёт выбор.

Есть неплохая идея, которая пока реализована в целевом обучении и ещё нескольких случаях: получив образование, человек обязан сколько-то лет проработать на определённом предприятии по полученной специальности.