В первые послереволюционные годы ёлка сохранилась, но она больше не была символом Рождества и привилегией богатых. Теперь ёлка стала спутницей детского праздника, доступного каждому ребёнку.
Впрочем, такое отношение к ёлке продержалось недолго. В 1920-е годы все «религиозные символы», в том числе ёлку, высмеивали в печати. Она превратилась в олицетворение старого мира, а празднование Рождества теперь было признаком политической несознательности.
Ёлка вернулась к детям в 1935 году, по инициативе ЦК партии, только теперь в конце декабря праздновали не Рождество, а Новый год. Появились всем известные новогодние персонажи - Дед Мороз и Снегурочка. А ещё частыми гостями на ёлках стали... полярники.
Елки ставили дома, в детских садах и в школах. Новый год превратился в детский праздник — взрослые 31 декабря и 1 января работали, как в обычные дни.
Удивительно, но праздник сохранился в годы Великой Отечественной войны. Новый год отмечали и в тылу, и на фронте, нередко прямо во время боя. Эти праздники были скромными: просто поздравления, иногда — самостоятельно организованные концерты. Но изредка получалось устроить и почти мирную встречу Нового года — как на фотографиях из коллекции Военно-медицинского музея.
Новый год отмечали даже в блокадном Ленинграде. В конце декабря 1941 года Ленгорисполком решил провести новогодние ёлки. В ленинградских театрах поставили спектакли для детей и подростков, в школах и домах культуры устроили концерты. В конце вечера гостей угощали обедом — супом, вторым и небольшой порцией желе. В дневниках блокадников часто упоминается эта первая военная ёлка.
Тоня Журина, 15 лет:
1 января 1942 года нам, учащимся, дали пригласительные билеты на ёлку в Драматический театр им. Горького. Во время спектакля несколько раз объявляли тревогу, спектакль прерывался, мы все спускались в бомбоубежище. Потом были накрыты столы. Нам каждому дали по маленькой котлетке с гречневой кашей
Ирина Терехина, ученица:
2 января была елка. Ребят собралось много, но было очень холодно, и нам позволили остаться в пальто… Ребята слушали плохо, спрашивали: «Скоро ли обед?»… После того, как мы уселись за столы, учителя принесли нам хлеба по 100 граммов, затем стали подавать нам кушанья: сначала суп, после него второе – две ложки лапши и мясной биточек, а на третье – желе с черешнями (1-2 штучки)… После обеда В.В. Бабенко, тогда завуч школы, раздавала подарки: фунтики из бумаги – они весили 250 граммов. В них было: 5 штук печенья, один кусочек шоколада, изюм и миндаль. Все были очень довольны обедом и подарками
Юра Байков, 4-й класс:
Сегодня нам сказали, что в 5 часов будем встречать Новый год в 4-й школе. Там был большой концерт и ёлка из сосны... А потом был обед. Дали суп из чечевицы, 2 котлеты с макаронами и какое-то желе, очень вкусное. Всё очень вкусно. Хорошо всё-таки в школе
Даже в первую блокадную зиму дети Ленинграда получили новогодние подарки. 31 декабря 1941 года шофёр М.Е. Твердохлеб под обстрелом перевёз по льду Ладожского озера мандарины. В его машине насчитали сорок девять пробоин, но мандарины для детей-блокадников были доставлены вовремя.
Всего в конце 1941 - начале 1942 года в Ленинграде установили около тысячи новогодних елок. Даже в госпиталях для больных и раненых детей удалось нарядить ёлки.
В войну снова стали популярными новогодние открытки. Бойцов поздравлял нарисованный Дед Мороз в красной шубе... и с автоматом. Новый год изображался в виде солдата, сметающего с лица земли фашистские орды.
Поздравительные тексты обещали скорую победу над врагом и возвращение домой. А подписи на открытках полны ожидания мирного времени.