Найти тему
Наблюдательница жизни

Экспедиция Брусилова. Исчезнувшие полярники

Оглавление

28 летний лейтенант Георгий Львович Брусилов горел желанием организовать собственную арктическую экспедицию с целью прохода Северным морским путем. Близилось трехсотлетие династии Романовых и он очень хотел продемонстрировать царю и русскому народу великие открытия.

Как все начиналось

Георгий Львович Брусилов родился 19 мая 1884 года в Николаеве. Его отец был офицером, а в будущем стал вице-адмиралом. Дядя являлся прославленным генералом.

В шестнадцать лет мальчик стал юнкером флота. В 1905 году Георгий Львович был произведен в мичманы. Морская карьера у него была насыщенная. Он воевал против японцев в военно-морских операциях, служил на разных суднах.

В 1910 году Георгий Львович принял участие в гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В пути он занимался картографированием берегов Чукотки.

К 1912 году Георгий Львович захотел получить "грант" за освоение Северного морского пути. Он был не единственный желающий получить лавры. Ранее я писала статью про Владимира Александровича Русанова. Они отправились в путь практически одновременно... И судьба их оказалась похожа.

Брусилов купил в Великобритании трёхмачтовую парусно-паровую шхуну «Бленкатра». С покупкой ему помогли родственники, а если точнее, то средства принадлежали графине Анне Николаевне Брусиловой - жене его дяди. В честь нее Георгий Львович переименовал шхуну в "Святую Анну".

28 июля 1912 года "Святая Анна" покинула Санкт-Петербург. В Александровске-на-Мурмане произошла неприятная ситуация, так как часть экипажа покинула судно. Среди покинувших шхуну людей был также судовой врач. Брусилову повезло, так как на место покинувшего команду медика, пришла 21-летняя Ерминия Александровна Жданко.

Ерминия и Георгий Львович.
Ерминия и Георгий Львович.

Единственным штурманом экспедиции был Валериан Альбанов. Личность в этой экспедиции значимая. Почему объясню чуть ниже.

На момент отплытия экспедиции (28 августа 1912 года) в ней было 24 человека, а провизию захватили на полтора года с расчетом на 30 человек. То есть, еды хватало с избытком. К тому же команда рассчитывала добывать дополнительную провизию с помощью охоты.

14 сентября судно было уже в Карском море и тут начались крупные проблемы. Море было во льду, путь по которому шхуна должна была плыть, оказался закрыт. "Святая Анна" из-за льда немного отклонилась от намеченного курса, маневрируя среди смерзающихся льдин. Но к октябрю судно было уже вплотную зажато льдом, из которого выплыть было невозможно.

Чем все завершилось

Льдину, к которой приморозило судно, ветром потащило на север. Команда поначалу не придала этому особого значения. Они стоически преодолевали неприятности, душевно проводили вечера. Ерминия скрашивала им дни. Но постепенно совместное длительное времяпровождение стало тяжело сказываться на людях.

К лету 1913 года шхуну вынесло севернее Новой Земли. Но лед никуда не девался. Вокруг было словно бесконечное ледяное поле и пропилить в нем проход было невозможно. Экспедиция попала в ледяной плен.

Полтора года "Святая Анна" дрейфовала на север вокруг архипелага Земли Франца-Иосифа. Между Брусиловым и штурманом Альбановым начали вспыхивать конфликты. Оба они были на пределе душевных сил, сильно взвинчены, поэтому любое малейшее разногласие выливалось в разборки, когда выясняли отношения до срыва голоса.

В январе 1914 года команде стало ясно, что дрейф продлится еще долго и в лучшем случае до осени 1915 года. Пищи оставалось до января 1915 года, а дальше их ждал голод. Альбанов видел только один выход - уйти с судна и по льдам пешком добираться до берега. Брусилов на такое идти был не готов, но дал добро, чтобы штурман с частью команды ушел.

С 10 января Альбанов стал готовиться к уходу со "Святой Анны". Вместе с ним потом ушли 13 человек. А на судне оставалось 10 человек, включая Ерминию. Брусилов был уверен, что рано или поздно, но шхуна выйдет на чистую воду.

10 апреля 1914 года штурман с частью команды покинул судно. Их ждали тяжкие испытания, которые смогли выдержать не все. Живыми вернулись лишь двое человек. Сам Альбанов и матрос Конрад. Они шли почти три месяца, прошли более 400 километров, но смогли спастись.

Судьба членов экспедиции, оставшихся на судне, неизвестна. Ни людей, ни шхуны так и не обнаружили. Что случилось с отважными полярниками остается лишь гадать. Почему Брусилов не пошел вместе с Альбановым? Из-за чего мужчины конфликтовали? Могла ли причиной раздора стать единственная женщина на судне?

Альбанов рано умер. Спасшийся штурман не находил себе покоя, его волновала судьба оставшихся во льдах людей. Он просил отправить поисковые экспедиции, надеялся найти команду. Из-за отсутствия новостей, у него был нервный срыв. Его направили в госпиталь и уволили с военной службы. Штурман пережил огромнейшие испытания, но судьба все равно не была к нему благосклонна. Его дни завершились в 1919 году, по неизвестной причине. Единственный свидетель тех событий - это выживший матрос Конрад. Но он предпочитал хранить молчание и не распространяться о произошедшем.

Из воспоминаний полярного авиштурмана В.И. Аккуратова, интересовавшегося у Конрада не связывало ли мужчин что-нибудь с их судовым врачом:

Мы все любили и боготворили нашего врача, но она никому не отдавала предпочтения. Это была сильная женщина, кумир всего экипажа. Она была настоящим другом, редкой доброты, ума и такта...

И, сжав руками словно инеем подернутые виски, резко добавил:

– Прошу вас, ничего больше не спрашивайте!

Существует гипотеза, что Ерминия выжила. Мол, дальняя родственница семьи Жданко писала, что в 1939 году к ним приезжала Ерминия Брусилова с дитем (обратите внимание на фамилию). Будто во время Первой мировой войны судно обнаружил неприятель и взял команду в плен. А спустя годы следы Брусилова и Ерминии затерялись в Европе.

Правда - это или нет, неизвестно. Исчезновение полярников до сих пор остается загадкой, будоражащей умы людей.

Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь