Найти в Дзене
Стив Май

Лишь 4% школьников усваивают математику

В одном комментарии мне указали, что студенты технических ВУЗов успешно осваивают матанализ и другие математические предметы на первых двух курсах, а значит, в школах достаточно хорошо преподают математику:

<...>Но, дело даже не в этом. Меня задело определение "псевдоматематика", применительно к школьному курсу. На мой взгляд, такое утверждение может означать, что школьники получают неверное, искажённое представление о математике, и их потом нужно переучивать. Однако, успешное усвоение выпускниками школ матанализа, линейной алгебры и аналитической геометрии на первых курсах технических вузов говорит об обратном.

Но...

Давайте просто посчитаем.

Половина учеников, поступивших в школы не доходят до конца 11 класса. Почти каждый год количество сдающих обязательные ЕГЭ вдвое меньше количества первоклассников

По данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, первоклассников в 2004 году было 1326000

По данным ФИПИ через 11 лет (в 2015 году) обязательный для всех Единый Государственный Экзамен по русскому языку сдавали (не путать со "сдали") более 680000 одиннадцатиклассников (половина). Русский язык я выбрал потому, что его гарантированно сдают все одиннадцатиклассники вне зависимости от предпочтений в ВУЗах и вообще от желания куда-либо поступать.

Найти статистику по выпускникам именно технических ВУЗов в 2020 году гораздо сложнее. Общее количество выпускников найти не так трудно (порядок тот же, что и на ЕГЭ, отличается на проценты), но вот отделить технарей от гуманитариев и учесть поступающих не прямиком из школы (прошлых лет, выпускников ссузов, получающих 2е и последующие ВО) - оказалось очень тяжело. Сравнительно легко удалось найти количественную информацию по абитуриентам 2006 года. По ней выходит, что из 1,3 млн поступивших в ВУЗы, только 100 тысяч выбрали технические специальности (чуть больше 8%). Это соотношение сохраняется и в другие годы (хотя количество абитуриентов сильно меняется).

Я считаю достаточным использовать этот коэффициент, считая, что все, сдавшие ЕГЭ по русскому поступили в ВУЗы и закончили их. Подсчёт будет довольно грубым и завышенным, но зато мы узнаем порядок величины.

680000*8%=54400

А это составляет всего 4% от поступивших первоклассников.

Более 96% выпускников школ не способны успешно усвоить матан.

Можно ли говорить о том, что школьники получают верное представление о математике, если из двадцати пяти человек только один доходит до изучения матана?

Кстати, хоть процент и без того сильно завышен, в него входят и переученные.