В заголовке вопрос от моего постоянного читателя с Украины. Сама по себе постановка вопроса понятна: в Интернете можно найти немало утверждений, что вся статистика в Вермахте была неверна, потери в людях и боевой технике сознательно занижались и потому немецким сводкам верить нельзя. Эти утверждения в 90% случаев основаны на мнении, что «так не может быть», крайне редко приводятся цифры существенных расхождений между советскими и немецкими данными. Единственными цифрами, заслуживающими внимания во всех приводимых случаях, заслуживают данные по пленным, которых Красная Армия с 44-го года захватывала немало. И можно найти операции, по которым немецкие данные о численности и потерях, явно не бьются с количеством захваченных нашей армией пленных.
На это можно ответить лишь, что если не верить боевым документам (не путать с агитационными), то стоит вообще отказаться от изучения истории. Поскольку более достоверного источника нет и быть не может. Боевые документы составлялись в такой обстановке, когда немецкие (в данном случае) штабисты меньше всего думали о том, как им обмануть будущих исследователей. Конечно, можно найти ситуации, когда в боевых документах могли сознательно что-то искажать. Но если просто подумать, то становится понятно, что нет ничего более глупого, чем искажение отчётов, сводок и пр. Причём в любую сторону. Ведь численность личного состава, вооружения, потерь — это не просто цифры на бумажке. Они влекут за собой множество последующих действий. Указать меньше солдат, чем есть на самом, и их будет нечем кормить. Указать больше чем есть, и первая же проверка обвинит в воровстве — в данном случае имеется в виду получение чего-то на «мёртвых душ».
Посему можно исходить из того, что все данные о собственных войсках в документах достоверны более или менее. Тогда как данным о противнике верить безоговорочно не стоит. За исключением ситуации с пленными, когда картина обратная. И оно понятно. Свой штаб точно не может знать, сколько у него людей попало в плен, зато противник этих пленных посчитал тщательно — их и кормить предстоит, да и награды напрямую зависят от пленных и трофеев ведь. Однако, я не раз уже сталкивался с ситуацией, когда одних и тех же пленных считали по несколько раз и суммировали. Например, в боях на Воронежском направлении. Так что бывает всякое.
С другой стороны, надо понимать, что в документах есть немало расхождений, причём по сугубо объективным причинам. Танковый батальон подаёт утром наверх сводку про десять исправных машин, и вечером в дивизионной сводке их указано десять в батальоне. А в самом батальоне к полудню пять машин смогли отремонтировать, и в вечерней батальонной сводке танков в строю уже пятнадцать.
Или вот пример другой. Немецкий бомбардировщик атакует пара наших истребителей. В результате атаки немец задымил и ушёл в пике. Вроде сбит. Но у земли выправился и полетел дальше на свой аэродром. По дороге снова атакован советским истребителем и снова свалился в пике (часто так делали сознательно), а потом выправил машину и вернулся. Самолёт «заштопали» и утром он снова пошёл на задание. Вот вам расхождение в два самолёта между нашими и немецким сводками. Явно уж по нашим данным будет два сбитых бомбардировщика, причём ещё подтверждённых — все же видели дым и как подал немец. И это я не выдумываю, в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» такой случай показан, а основан он на вполне реальном событии.
Есть и картина обратная, которые описаны тоже не раз, и я про них упоминал. Самолёт в бою получает серьёзные повреждения, но пилоты до своего аэродрома дотягивают и успешно приземляются. То есть самолёт с боевого вылета вернулся и в потерях, естественно, никак не фигурирует. Однако, после осмотра, становится понятно, что взлететь он не сможет более никогда, даже в варианте камикадзе. И стало быть одним самолётом меньше, причём заслуга в том зенитчиков или пилотов истребительной авиации.
Сложность статистики Вермахта (из-за которой возникает много нестыковок) заключается в его структуре и системах отчётности. Ну, во-первых, по конкретным войсковым единицам не всегда указано, о чём идёт речь — о боевом составе или о количестве «едоков», имеется ли в виду число боеспособных танков или речь про списочный состав, включая находящиеся в ремонте. Пресловутый немецкий порядок и аккуратность в документах как-то далеко не всегда наблюдаются.
Затем, надо помнить, что существовали сухопутные войска, Люфтваффе, войска СС, разные тыловые и охранно-полицейские формирования. И все они вели свою отчётность. Напомню, что Люфтваффе — это не только авиация, но значительное количество зенитно-артиллерийских частей, а в некоторые периоды, ещё и немалые силы полевых войск. Причём в некоторых случаях части Люфтваффе или войск СС, могли быть включены в отчётность сухопутных войск, а иногда нет. Количество же всяких местных украинских, прибалтийских или прочих полицаев и т.п. вообще могло быть неизвестно.
А теперь давайте себе представим какую-то наступательную операцию в Белоруссии или на Украине, году эдак в 1944-м. Мы с вами обычно знаем лишь состав противостоящих войск Вермахта и СС. И их учитываем. Допустим, наши войска успешно прорвали фронт, устроили фашистам «котёл» и получили тысячи трупов в немецкой форме и тысячи пленных. Можно на что угодно спорить, что эти «тысячи» никак не будут сходится с первоначальным составом группировки сухопутных войск. Поскольку в котёл попадут многочисленные тыловые службы, некоторые их которых могут вообще не подчиняться этим штабам, попадут разные части полиции и жандармерии, а с ними и предатели из местных, служащие в самых разных структурах. Понятно, что для соответствующих отделов штабов наших войск, не очень интересно, где именно эти трупы служили. Стреляли же по всем, кто с оружием в руках и немецкой форме, а какой он национальности, служит ли пулемётчиком или поваром — это вообще не важно.
А с точки зрения немецких штабов, потери будут точно отличаться. Уж убитых украинцев или прибалтов вспоминать точно никто не будет, у немецкого командования есть заботы важнее. Вроде бы мелочи, но из таких мелочей в крупной стратегической операции немалые тысячи набираются.
Как мне кажется, я смог достаточно кратко ответить на заданный вопрос. Напомню, что я всегда рад присылаемым мне вопросам и всегда стараюсь на них ответить. Если вы хотите задать свой — пишите на почту nwt@nweb.su.
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».
И маленькое объявление. Я ищу помощника, может партнёра, а может и компаньона. Не важно, как назвать, но хотелось бы найти человека, которому очень интересна военная история и у которого было бы много свободного времени и желание, совместно со мной готовить материалы для статей. Конкретика будет зависеть от вас, ваших возможностей и способностей.
Если интересно, то пишите на почту nwt@nweb.su.