Найти в Дзене
eSputnik

ROI: как считать этот показатель в маркетинге

Оглавление

Показатель ROI в интернет-маркетинге является одним из самых важных. А все потому, что он указывает на рентабельность сделанных в проект инвестиций. С его помощью маркетологи оценивают, какие проекты являются максимально прибыльными для компании, а какие надо оптимизировать или закрыть.

Это позволяет на ранних этапах увидеть свои слабые стороны и избежать серьезных убытков, которые характерны для долго реализуемых неверных стратегий. Давайте разберем, что означает ROI для бизнеса, как его рассчитать и оценить полученный результат, при каких условиях показатель эффективности инвестиций следует рассматривать в перспективе.

ROI: определение в маркетинге

ROI (return on investment) – это коэффициент возврата вложенных инвестиций, который отображает, насколько успешным и прибыльным является бизнес-проект. Этот финансовый показатель можно рассчитывать и для рекламы, но в таком случае принято говорить о ROMI (return on marketing investment).

Значение ROI вычисляется для того, чтобы:

  • узнать, есть ли смысл вкладывать деньги в конкретный проект, окупается ли такая задумка или стоит направить средства компании в более перспективное направление;
  • понять, как быстро вернутся вложенные инвестиции, готова ли компания подождать какое-то время, чтобы наконец начать получать прибыль с проекта;
  • определить точку, при которой проект является безубыточным, для планирования точек роста;
  • провести анализ эффективности разных маркетинговых каналов продвижения продукта, чтобы не тратить рекламный бюджет впустую;
  • оценить, как изменится уровень прибыли предприятия в зависимости от конкретного увеличения инвестиций (надо будет рассчитать мультипликатор ROI).

Как посчитать ROI: формула, в Excel или онлайн?

Безусловно, проще всего посчитать окупаемость инвестиций с помощью специального калькулятора. У eSputnik есть бесплатный калькулятор ROI онлайн, который за несколько секунд выполнит за вас все необходимые действия. От вас потребуется всего лишь вставить в соответствующие поля нужные показатели и нажать кнопку “Рассчитать”.

Где брать данные для расчета ROI? В Яндекс.Метрике, Google Analytics или вашей CRM системе, если вы таковой пользуетесь для ведения бизнеса. Кроме того, вы можете вычислять ROI в таблицах Excel, там же и сохраняйте все полученные показатели для дальнейшей аналитики. Для автоматических расчетов в Excel потребуется ввести формулу и настроить вычисления.

Коэффициент окупаемости инвестиций в бизнес можно рассчитать и вручную по такой формуле:

Формула ROI
Формула ROI

ROMI-формула в маркетинге будет аналогичной, только вместо затрат и общей суммы инвестиций надо подставлять размер потраченного маркетингового бюджета, а вместо дохода с инвестиционного проекта учитывать доход, который удалось получить в ходе рекламной кампании. Подробно о расчете возврата маркетинговых инвестиций с примерами мы писали здесь.

Как проанализировать показатель ROI

Так как коэффициент возврата инвестиций измеряется в процентах, то оценивать полученные результаты надо следующим образом:

  • результат 0% говорит о безубыточности проекта, это так называемый операционный ноль;
  • результат выше 0% свидетельствует об окупаемости сделанных в бизнес вложений;
  • результат ниже 0% показывает, что вливания в проект не оправдались, вы имеете дело с операционной убыточностью.

Примеры расчета ROI

А чтобы понимать, как считать ROI вручную и анализировать полученные результаты, приведем несколько наглядных примеров.

Предположим, что ежемесячный доход компании от продажи мебели составил 20 000 $. Согласно балансу, расходная часть проекта за тот же месяц была таковой:

  • затраты на производство мебели – 5000 $;
  • аренда склада и магазина – 2000 $;
  • зарплата менеджеров по продаже – 500 $;
  • реклама магазина в соцсетях и расходы на оплату SMM – 500 $.

Теперь на основании этих данных надо найти общую сумму вложений в проект, она составляет: 5000 $ + 2000 $ + 500 $ + 500 $ = 8000 $. Размер чистых инвестиций составил 8000 $ при доходе 20 000 $. Осталось вычислить нужный коэффициент, используя известный нам метод:

ROI = (20 000 – 8000) / 8000 х 100% = 150%.

Как видим, в данном случае процент окупаемости вложений в проект указывает на его прибыльность. Значит, компания движется в верном направлении и такую маркетинговую стратегию стоит продолжать.

А вот другой пример для наглядности. Допустим, компания занимается продажей онлайн-курса. За месяц ей удалось привлечь всего трех клиентов и получить прибыль в размере 1500 $. При этом затраты в текущий период были следующие:

  • зарплата всех сотрудников компании – 7000 $;
  • реклама курса в Google Ads и Яндекс.Директ – 2000 $;
  • оплата технического обеспечения курса – 500 $;
  • аренда офиса для отдела продаж – 500 $.

Итого расходная часть составила 10 000 $. Считаем ROI для этого проекта:

ROI = (1500 – 10 000) / 10 000 х 100% = –85%.

Полученный показатель говорит об отсутствии доходности проекта, возможно, компания несет убытки. Однако в конкретном случае оценку успешности бизнес-идеи следует проводить в перспективе. Предположим, что по мере роста узнаваемости компании продажи курса начали увеличиваться, значит, вырос и получаемый доход. За год бизнес набрал обороты, и ROI изменился на положительный.

В нишах, где заключение сделки растянуто по времени, анализировать показатели ROI и ROMI нужно не только в отчетный период, но и спустя несколько месяцев (какой конкретно брать промежуток – зависит от особенностей бизнеса). К таковым относится сфера недвижимости, продажа дорогих товаров, SaaS и остальные ниши, где клиенты долго принимают решение. Вот почему маркетологи советуют использовать модель ROI в совокупности с другими маркетинговыми метриками. Так проще будет понять, как обстоят дела у компании.

Глубокая аналитика поможет лучше прочувствовать все потребности и вызовы маркетинга, покажет, в каких моментах надо усилиться, чтобы стимулировать рост продаж. В eSputnik мы знаем, чем можно помочь бизнесу, чтобы вложения в проект действительно начали окупаться и приносили достойную прибыль.

Функционал нашей омниканальной CDP позволяет автоматизировать маркетинг, увеличить отдачу от применяемых стратегий привлечения и удержания клиентов, что обязательно отразится на доходе компании. Сбор клиентских данных и глубокая сегментация базы, омниканальные рассылки и настройка товарных рекомендаций на сайте – это лишь часть того, что мы можем вам предложить для улучшения ROI и ROMI. Чтобы перестать сомневаться, закажите демо, и наши специалисты покажут, какие возможности откроются перед вашим бизнесом с eSputnik…

Хочу попробовать демо!

-3