Вице-премьер по вопросам ТЭК Александр Новак выдал программную статью, в которой описал государственное видение будущего российской нефтяной промышленности в эпоху глобального энергетического перехода. Один из ключевых выводов — Арктика и Северный морской путь в ближайшие десятилетия должны стать важными драйверами роста для нефтегазовой отрасли.
Последние годы политики самых разных стран активно используют климатическую повестку для борьбы за избирателей. Эксперты заговорили о неизбежности тотального перехода развитых экономик на альтернативные источники энергии уже к 2050 году. Однако сворачивать нефтяные и газовые проекты рано — даже в самых «зеленых» сценариях полный отказ от углеводородов невозможен.
Новак отмечает, что глобальное потребление энергии в мире будет увеличиваться в диапазоне от 0,3% до 0,7% в год. Исходя из этого, к 2040 году интервал спроса на нефть составит 74–114 млн баррелей ежесуточно, что фактически сопоставимо с показателями 2019 года, когда данная цифра составила 100 млн баррелей.
Базовый сценарий предполагает, что даже через пару десятилетий более 70% мирового энергобаланса будет приходиться на ископаемые виды топлива. Спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где пока скептически оценивают перспективы дорогих «зеленых» технологий, глобально поддержит нефть и газ.
Чтобы избежать негативного сценария постепенного снижения производства жидких углеводородов, России предстоит структурная перестройка добычи нефти — к 2035 году основным регионом для отрасли должна стать Арктика, где основной потенциал прироста запасов нефти связан с недрами арктических морей.
«Общие ресурсы углеводородов арктического шельфа оцениваются в 83 млрд тонн. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей, где находятся все 28 морских месторождений углеводородов, открытых на сегодняшний день», — подчеркивает Новак.
Российский арктический шельф в перспективе действительно может стать ключевым источником углеводородов для мирового рынка. Его площадь — порядка 4,1 млн квадратных километров, что сопоставимо с размерами Евросоюза. Потенциально нефтегазоносные территории занимают почти половину этого пространства.
Но воспользоваться таким богатством будет непросто. Во-первых, почти все запасы углеводородов на шельфе относятся к трудноизвлекаемым. Их добыча требует современных технологических решений, ставших недоступными после введения западных санкций. Единственная доступная альтернатива — развивать собственные технологии.
Вторая сложность — транспортировка добытых на шельфе углеводородов. Для этого нужен специализированный флот, строительство которого потребует серьезного перевооружения российского судостроения. Государство делает шаги в этом направлении, но финансирование программы в итоге может оказаться недостаточным.
В-третьих, для стимулирования северных ресурсных проектов потребуется максимально гибкая налоговая политика. Соответствующая платформа уже создается — например, власти ввели льготный налог на дополнительный доход для компаний, которые работают на арктических участках. Только при выполнении этих трех условий Арктика получит шансы на превращение в главную нефтяную провинцию России.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput
Нефтяная отрасль сделает ставку на арктический шельф
29 декабря 202129 дек 2021
29
2 мин