Одной из традиционных проблем современной экономической модели России является довольно сильная ее «перекошенность» в сторону так называемого неформального или ненаблюдаемого сектора. Речь идет прежде всего о сферах торговли, услуг, гостиничного ил ресторанного бизнеса, где до сих пор чрезвычайно распространена практика «черного нала», а также оплаты посредством перечисления на личные карты предпринимателей. Эта безобидная со стороны практика, на самом деле, приводит к формированию целого комплекса порочных практик. Во-первых, вся эта схема в духе «перекинь мне на Сбербанк онлайн» сто рублей за килограмм картошки уводит из налогооблагаемой базы десятки миллиардов рублей.
У наших граждан почему-то нет понимания того, что не платя налоги – они при этом пользуются всей создаваемой государством инфраструктурой. Если говорить о морально-этической стороне дела, то здравоохранение, образование, строительство дорог и прочей инфраструктуры для таких граждан оплачиваем мы с вами, те, кто как раз налоги платят.
Мотивация Центробанка, стоит отметить, также включает в себя и отслеживание криминальных транзакций, включая и запрещенные в России онлайн-казино, а также очевидно покупку криптовалют. По поводу последних разговор отдельный, так как из своеобразной «гиковской» замены привычных фиатных денег и символа некоей свободы от банковского диктата. Фактически же имеем дело с отработанными схемами финансирования наркотрафика, терроризма и экстремизма. Естественно, что государство попросту не может не реагировать на такие вызовы – и все эти нелегальные каналы будут перекрываться. Технически не составит большого труда сопоставить списки так называемых «дроперов» с теми, кто получает или выводит на криптокошельки деньги со своих банковских счетов.
Если же говорить о тенденциях в фискально-бюджетной сфере в более общем ключе, то уже понятно, что по мере развития цифровизации и соответствующих алгоритмов контроля никаких «серых зон» для налоговых и прочих контролирующих органов не останется. Конечно можно возразить и указать на потенциальный рост оборота наличной торговли, но для борьбы с обходом налогового законодательства через схемы с наличными деньгами есть вполне рабочие механизмы. Начиная от ограничений по обороту наличности и выдаче на руки в банкоматах и заканчивая более жестким «входным» контролем при внесении наличности на счета физических и юридических лиц. Несмотря на все вопли о том, что государство мол вновь зажимает свободу, ужесточение контроля за переводами и «обеление» финансов в секторе малого бизнеса будет приводить к улучшению с одной стороны самого обслуживания (в силу больших возможностей по защите прав потребителей), а с другой – к повышению социальной защищенности работников таких предприятий. Ведь когда хозяин уклоняется от уплаты налогов, он экономит в том числе и на социальной обеспечении собственных работников.