Google и Facebook получили в России свои первые оборотные штрафы. Компании Meta (Facebook) назначен штраф поменьше — 1,9 млрд рублей, а Google "прилетело" аж 7,2 миллиарда рублей!
Цифры внушительные. Для понимания. Это, на секундочку, более 50% бюджета Республики Калмыкия (16,2 млрд)! Или почти весь бюджет Еврейского автономного округа (11,9 млрд).
Много вопросов возникает, в связи с этой новостью.
Ну, во-первых, что такое "оборотный штраф"?
Оборотный штраф - это штраф, размер которого зависит от общего оборота компании, чаще всего применяется в антимонопольной области, это может быть и 5 и 10 и 15%
9,1 миллиарда рублей на двоих гигантов: это много или мало?
Немного истории из новейшего времени. Если вы думаете, что такая сумма для этих компаний много и непривычно или это какая-то невосполнимая потеря, то вы глубоко заблуждаетесь.
Европейское антимонопольное законодательство более жесткое в этом отношении и там при помощи подобных штрафов удается значительно улучшить показатели местных бюджетов. Вот смотрите.
Осень 2020 года - французский регулятор оштрафовал Google на 500 миллионов Евро (самый крупный штраф в истории Франции!), по сегодняшнему курсу это 41 465 000 000 рублей - 41 миллиард рублей!
Идем дальше...
Как оказалось, в Европе несчастных IT-гигантов штрафуют не только страны по-отдельности, но и Еврокомиссия, от лица всего Евросоюза, например:
- 2017 год - 2,42 млрд Евро (200 690 600 000 рублей - 200 миллиардов рублей!)
- 2018 год - 4,3 млрд Евро (358 568 400 000 - 358 миллиардов рублей!)
- 2019 год - 1,49 млрд Евро (124 248 120 000 - 124 миллиарда рублей!)
От Еврокомиссии и Франции старается не отставать Германия! Конечно.
- Германия оштрафовала Facebook Ireland Limited на скромные 2 млн Евро ("всего лишь" 166 776 000 рублей)
Facebook Ireland Limited штрафовала и Еврокомиссия, только не так как Германия, не на 2 миллиона, а на 110, было это в 2017 году (9 172 680 000 - 9 миллиардов рублей)
За что штрафовали? За какое нарушение могут налагаться штрафы в таких размерах?
- нарушение авторских прав европейских компаний, использование их контента и размещение рекламы
- нарушение правил контекстной рекламы, ущемление прав европейских компаний
- нарушение предоставления отчета, касающегося рассмотрения жалоб на публикации
- сбор личных данных пользователей без их согласия (за это Facebook штрафовала Испания)
И прочие прочие подобные нарушения. Выше я привел лишь малую часть. Теперь можно составить для себя представление, о том много это или мало - штраф от Роскомнадзора в размере 9,1 миллиардов рублей. Но представление не будет полным, если не отразить размеры штрафов на фоне годовой выручки компаний.
Выручка Facebook за 2019 год (за 2020-й найти не удалось) составила 71 миллиард долларов (5 226 579 800 000 - 5 триллионов рублей), а совокупная выручка Google за 2020 год составила - 181 миллиард долларов (13 324 097 800 000 - 13 триллионов рублей...)
Вот и делайте самостоятельные выводы - 9,1 миллиард это много или мало для таких компаний? 9,1 миллиард это соизмеримая плата для них за то, чтобы быть практически полными монополистами на рынке и диктовать свои условия?
Я думаю, плата вполне соизмеримая.
Кстати, интересная идея - за счет штрафов можно было неплохо улучшить нашу инфраструктуру или увеличить количество образовательных учреждений, допустим. К примеру, в среднем, строительство одного детского садика в Москве обходится из расчета 1 миллион на 1 ребенка - 150 000 000 рублей. Можно ведь школы строить... скверы, парки и т.д.