Найти в Дзене

Феномен Пиаже и принцип сохранения: чему необходимо научить детей до школы?

Оглавление

Жан Пиаже — выдающийся швейцарский психолог XX века. Более всего он известен как создатель теории когнитивного развития. Пиаже выделил несколько стадий формирования интеллекта человека от рождения и примерно до 15 лет. Психолог подробно описал ключевые особенности каждой из стадий.

Многие утверждения Пиаже были впоследствии неоднократно оспорены. Однако его теорию по-прежнему изучают, с ней продолжают работать. Психологи снова и снова ставят эксперименты, которые подтверждают или опровергают представления Пиаже.

В фокусе нашего внимания — вторая стадия в периодизации Пиаже. Автор теории назвал эту стадию предоперационной. Она начинается в возрасте около двух лет, когда у ребёнка появляется речь, и длится до семи. Неслучайно дети во многих странах начинают учиться именно в этом возрасте. Даже там, где школу посещают с четырёх-пяти лет, в первые годы дети не учатся, а играют. Исследования подтверждают, что большинству детей младше семи лет сложно решать задачи. Пиаже показал, что малышам попросту не хватает логики. Они не могут «мысленно манипулировать информацией».

Предоперационная стадия состоит из двух подэтапов: первый длится с двух до четырёх лет, второй — с четырёх до семи. Последний называют подэтапом интуитивного мышления. Дети в этом возрасте хотят много знать, задают бесчисленное количество вопросов. Они рассуждают и начинают философствовать. Однако логическое мышление развито слабо. Как это выражается по мнению Пиаже?

Например, детям пока ещё сложно концентрироваться сразу на нескольких характеристиках предмета. Они выделяют один и игнорируют другие. Если показать ребёнку 5 апельсинов и 3 яблока и спросить, чего больше, он ответит, что апельсинов больше. Но если спросить, чего больше — апельсинов или фруктов, ребёнок может либо растеряться, либо ответить, что апельсинов больше, чем фруктов. Потому что ему трудно учитывать сразу две категории, к которым относится предмет (апельсины — узкое понятие, фрукты — широкое).

Второй существенный признак этого подэтапа — непонимание сохранения. Именно на нём мы остановимся подробно.

Понимание сохранения — это осознание того, что при изменении внешнего вида вещества его основные свойства не изменяются. Например: масса хлеба не изменится, если нарезать ломоть на маленькие кусочки. Дети на предоперационной стадии когнитивного развития могут этого не понимать.

Пиаже был первым, кто выявил этот нюанс и неплохо его изучил. Его тесты на сохранение широко известны. Психологи повторяли их бесчисленное количество раз.

Феномен Пиаже

Опишу пару наиболее популярных тестов Пиаже. Проведите их со своими детьми 3-6 лет — это очень интересно.

Тест с водой

Перед ребёнком ставят две одинаковые прозрачные ёмкости с равным количеством воды. Взрослый спрашивает: «В какой стакан налито больше?». Ребёнок отвечает, что количество воды в обеих ёмкостях одинаковое.

Взрослый берёт одну из ёмкостей и выливает из неё воду в третий стакан меньшего диаметра. В этом стакане, поскольку он более вытянутый, уровень воды выше.

Ребёнок полагает, что количество воды теперь не является одинаковым. Раз в одном из стаканов уровень воды выше — значит, там её больше.

-2

Так мыслят дети на предоперационной стадии развития. Они не понимают, что изменение ёмкости не повлияло на количество воды. Эту особенность детского мышления называют феноменом Пиаже.

Тест с количеством предметов

Взрослый выкладывает перед ребёнком два ряда предметов. Например, фишек. В обоих рядах одинаковое количество предметов, расположены они параллельно, длины рядов равны. Взрослый спрашивает: «В каком ряду больше фишек?». Ребёнок, определив на глаз или пересчитав, отвечает: «Одинаково».

Взрослый удлиняет один из рядов, просто увеличив промежутки между фишками. «А теперь в каком ряду больше фишек?», - спрашивает взрослый. Многие дети сразу же (не пытаясь пересчитывать) отвечают, что количество фишек изменилось — в длинном ряду их больше.

-3

Возраст, когда у детей появляется понимание сохранения, варьируется. Это может быть связано с индивидуальными особенностями ребёнка или с тем, насколько много с ним занимаются. В любом случае, большинство детей от четырёх до пяти лет не понимают принципа сохранения. К восьми годам его понимает большинство.

Но в школу-то дети идут в семь, кто-то — в шесть с половиной. Бывает, что ребёнок читает, пишет печатными буквами, знает цифры и считает до двадцати. В первом классе всё идёт как по маслу, а во втором вдруг возникают проблемы. Прежде всего, с математикой. «Почему? Что происходит? Как же он не может понять элементарное?», - вопрошают себя родители. А причина может заключаться в том, что ребёнок приступил к учёбе до того, как преодолел предоперационную стадию когнитивного развития. До того, как научился мыслить логически. До того, как понял сохранение.

Взгляд современных психологов

Жан Пиаже полагал, что логическое мышление, в том числе понимание принципа сохранения, развивается у детей спонтанно.

Однако более поздние исследования показали, что это не так. Выявлено, что дети, которые решают задачи Пиаже, раньше усваивают принцип сохранения. И второе важное открытие: те дети, которые понимают сохранение, более успешно решают математические задачи.

Тесты Пиаже проводили с подростками, не получавшими даже начального образования. Большинство допускали ошибки. Это доказывает, что логическое мышление развивается не спонтанно, а в результате приобретенного опыта.

Многие отечественные психологи придерживаются мнения, что преодоление феномена Пиаже является признаком готовности ребёнка к школе. Эксперименты показали, что, если с детьми целенаправленно заниматься развитием логического мышления, следующая стадия когнитивного развития наступает раньше.

Вот и ответ на вопрос в заголовке. Чему необходимо научить детей до школы? Да, понимать сохранение. Много чему надо научить, но и этому — обязательно.

Это несложно. Материал для задач такого рода окружает нас повсюду. Например: режем хлеб и обращаем внимание ребёнка на то, что объём остался прежним, несмотря на изменение формы.

Раскладываем салфетки и предлагаем ребёнку задачу: угадать, какая салфетка будет весить больше — та, что расправлена, или та, которую мы свернули в трубочку.

Играем в настольную игру и по завершении считаем, кто сколько карточек (фишек) набрал. Обращаем внимание на то, что длина ряда зависит не только от количества составляющих, но и от интервала между ними. Чтобы знать наверняка, в каком ряду больше карточек, стоит их пересчитать.

Формирование понимания сохранения: задачи Пиаже

Приведу несколько классических задач Пиаже, которые стоит взять на вооружение для развития логического мышления ребёнка.

Кстати, исследования показали, что дети лучше понимают сохранение, если задачи подаются в игровой форме. Пиаже не играл с детьми, а проводил сухие эксперименты. Вот тебе материал, вот тебе вопрос — отвечай. Позже психологи провели опыт в двух вариантах: чистый по Пиаже и игровой. На задачи второго типа дети чаще давали верные ответы.

Поэтому поначалу старайтесь разыгрывать задачи, пока у ребёнка не сформируется чёткое понимание.

Важное условие: все изменения мы осуществляем при ребёнке, на его глазах. Переливаем, передвигаем и сминаем так, чтобы он видел.

1. Сдвигаем ряды. Выкладываем перед ребёнком два параллельных ряда с одинаковым количеством предметов (фишек, бусин, шашек, карточек, конфет, кубиков и др.). Длины рядов равны.

Спрашиваем, одинаково ли количество элементов в обоих рядах. Ребёнок отвечает утвердительно. Взрослый сдвигает один из рядов правее и повторяет вопрос. Если ребёнок пока не освоил принцип сохранения, он может ответить, что теперь количество разное.

Здесь надо показать ребёнку, что количество не изменилось. Для этого нужно пересчитать предметы и/или вернуть сдвинутый ряд на место. А можно использовать игрушки.

Например, у нас есть шесть игрушечных животных и два ряда конфет: шесть синих и шесть красных. Ряды лежат один над другим. Каждому игрушечному животному мы выдаём по одной синей конфетке и по одной красной. Ребёнок убеждается, что всем хватило. Возвращаем конфеты в ряды, но один из них смещаем правее. Если ребёнок ответил, что количество изменилось, просим его снова раздать животным по одной синей и по одной красной конфете. Малыш увидит, что синих и красных конфет поровну. Необходимо подытожить объяснением, что, если мы сдвигаем ряд, это никак не отражается на количестве предметов.

Орешки для ёжиков: один ряд — на завтрак, второй ряд — на ужин. В каком ряду больше еды? А теперь?
Орешки для ёжиков: один ряд — на завтрак, второй ряд — на ужин. В каком ряду больше еды? А теперь?

2. Переливаем жидкость. Экспериментируйте с разными жидкостями и ёмкостями, пока ребёнок твёрдо не усвоит принцип сохранения. Отмеряйте, например, микстуру для заболевших игрушек, топливо для игрушечных машин, ингредиенты для приготовления пирога понарошку и т.п. Показывайте ребёнку, что переливание из одной ёмкости в другую не изменяет объём жидкости.

-5
-6

3. Меняем форму пластичной массы. Это может быть пластилин, масса для лепки типа Плей-до, глина или тесто. Берём два одинаковых куска и скатываем из них шары. Спрашиваем ребёнка, в каком шаре больше материала. Ребёнок отвечает, что одинаково. Тогда мы меняем форму одного из шаров. Например, раскатываем его колбаской. Снова спрашиваем, в каком куске больше материала.

-7

Если ребёнок не владеет пониманием сохранения, он ответит, что в одном из кусков больше. Тут возможны варианты: один малыш скажет, что в шаре больше, а другой — что меньше. Получив ответ, нужно снова скатать шар, продемонстрировав ребёнку, что количество материала не изменилось.

Можно поиграть в кондитеров: есть одинаковые куски теста, один кондитер приготовил из него круглую булку, а другой — багет. В какой выпечке больше теста? Правильно, одинаково.

4. Делим целое на части. Ребёнку на дооперационной стадии когнитивного развития нелегко понять, что объём, масса, площадь не меняются, если целое делится на части.

Один из вариантов задачи. Берём два листа зелёной бумаги одинакового размера. Это пастбища. Хорошо бы ещё использовать фигурки животных. Например, коровок и лошадок.

-8

Спрашиваем у ребёнка: «У кого больше травы — у коров или лошадей?». Малыш отвечает, что поровну.

Далее мы разрезаем один из листов на несколько частей и выкладываем их с промежутками (или на значительном расстоянии друг от друга). Спрашиваем: «А теперь у кого больше травы?».

-9

Здесь тоже возможны варианты. Дети, которые не понимают сохранения, могут ответить, что целая часть больше или, наоборот, меньше. После этого взрослому нужно собрать из частей целое, как пазл. Получилось точно такое же пастбище, какое и было. Оно равно целому. Ребёнок увидит, что деление на части не повлияло на общую площадь.

5. Взвешиваем. Обычно для этой задачи используют рычажные весы. Детям они хорошо понятны. Но подойдут и электронные, если ребёнок уже имеет представление о числах и цифрах.

Можно взвешивать пластилин. Берём два куска с одинаковым весом, скатываем из них шары и взвешиваем вместе с ребёнком. Он видит, что масса шаров равна. Теперь меняем форму одного из кусков (сплющиваем его лепёшкой или раскатываем колбаской и др.) и спрашиваем ребёнка, изменился ли его вес. Далее проверяем результат на весах. Изменение формы пластилина не меняет его вес.

-10
Ребёнок может предположить, что лепёшка весит больше или меньше, чем шарик. Весы покажут, что это не так.
Ребёнок может предположить, что лепёшка весит больше или меньше, чем шарик. Весы покажут, что это не так.

Взвешивать можно и при выполнении задач с делением целого на части. Берём, например, две печенюшки. Взвешиваем и убеждаемся, что весят они одинаково. Теперь аккуратно ломаем одну печенюшку на 3-4 части. Целое печенье — для мышиной семьи Норкиных, а сломанное — для мышиной семьи Чердаковых. Одинаковое ли количество печенья достанется каждой из семей? Ребёнок даёт ответ. Он будет ошибочным, если малыш ещё не преодолел феномен Пиаже. Взвешиваем печенье, демонстрируя ребёнку, что деление на части не изменило его вес.

6. Сравниваем длину. Берём два равных отрезка верёвки, тесьмы, ленты и т.п. Можно сказать малышу, что это червячки или змейки. Может быть, это питон Каа и его брат-близнец.

Спрашиваем ребёнка, какая змея длиннее. Малыш отвечает, что они одинаковые. Затем одну из змей мы сворачиваем зигзагом, спиралью, кольцом или восьмёркой. «А теперь какая змея длиннее?».

Продемонстрируем ребёнку, что длина змеи не изменилась — просто теперь она занимает меньше места.

-12
-13

Смотрите ещё:

Сюжетно-ролевая игра "Отправка посылок": для развлечения, обучения и развития

Как развивать творческие способности у ребёнка

Как использовать книжные иллюстрации для развития ребёнка