Поисковая игра У моего ребёнка первые летние каникулы. В сад он у нас не ходил. Я всегда знала, чем заполнить его день. Во время учёбы он меньше времени проводил дома и больше спал (по причине усталости). Продолжительность будничного досуга, таким образом, сократилась. Я как-то и привыкла. Но вот начались каникулы, сын отдохнул — и мне пришлось снова придумывать, чем его занять. Попробую сделать несколько публикаций о наших домашних развлечениях. Сегодня расскажу о поисковой игре. Заранее прячем в доме ряд предметов, объединённых по смыслу. Ребёнок пытается найти их. Пока он увлечён поиском, мы можем отдохнуть или заняться своими делами. Если происходит заминка и искомое никак не находится, следует дать ребёнку подсказку. Лучше в форме не очень прозрачного намёка. Последний раз мой сын получил задание отыскать десять троек. Я объяснила, что это может быть цифра, слово, количество или нечто, ассоциативно связанное с указанным числом. Эта вещь явно спрятана, подложена, а не находится на своём привычном месте. То есть ребёнок должен догадаться, что обнаруженное действительно имеет отношение к игре, а не оказалось здесь случайно. Что я использовала: 1. карточку с цифрой из настольной игры; 2. бумажку, на которой я написала слово «три»; 3. кубик Лего с цифрой; 4. три медведя (фигурки); 5. книга с комиксом «Три поросёнка»; 6. книжечка с историей про персонажей мультфильма «Три кота»; 7. тройка, вылепленная из пластилина; 8. пластиковая тройка на магните (на самом деле, это буква З); 9. слово «три», выложенное из пластиковых букв магнитной азбуки; 10. скрепленные скотчем карточки с цифрами 1 и 2 (в сумме три). Спрятала в разных помещениях. Что-то на виду, а что-то – в глубине, за дверцами. На поиски ушло не менее часа. Найденное сын складывал в выделенный для этого поднос, пересчитывал. Конечно, игра требует подготовки. Нужно подобрать подходящие элементы, что-то изготовить самостоятельно, затем спрятать. Заниматься этим лучше тогда, когда ребёнок гуляет или спит. Времени на это уходит немного. Будет ещё интереснее, если спрятать и те предметы, которые не относятся к заявленной теме. Ищет семёрки, а нашёл пятёрку — мимо, продолжай поиск. Кстати, про семёрки. Идеи, что можно использовать для поисковой игры, посвящённой этому числу: - книги «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Семь подземных королей», «Белоснежка и семь гномов»; - карточка с изображением радуги; - недельный календарь, планер или расписание уроков (что-то на семь дней). А также универсальное: карточки и кубики с цифрой, число прописью, циферблат и стрелка, указывающая на нужное число, и т.д. Темы поисковых игр возможны самые разные. Например, медвежья тема. Прячем десять мишек: мягких, пластиковых, нарисованных, сфотографированных. Это может быть и книга про медведя или слово «медведь», выложенное из магнитных букв.
Будни и праздники материнства
842
подписчика
Сижу дома с дошкольником. Кормлю, забочусь, играю, занимаюсь, люблю. Хочу делиться опытом.
Что я читала ребёнку шести лет
Сыну уже семь с половиной, а у меня только теперь нашлось время отчитаться о прочитанном за прошлый год. Перечислю книги, которые я прочла ребёнку с шести до семи лет, немного расскажу о каждой из них и поделюсь произведённым на нас впечатлением. Год был нелёгкий для нашей семьи, много всего произошло. Часто мне было попросту некогда почитать ребёнку перед сном. Поэтому список у нас в этот раз очень скромный. Ранее я читала ребёнку только отдельные главы, опубликованные в «Хрестоматии для дошкольников»...
Творческое раскрашивание Для нас с сыном это одно из любимых творческих развлечений. Как-то раз я придумала и предложила ему такое занятие, оно его увлекло и захватило. С тех пор иногда практикуем. Нахожу в интернете и распечатываю контурные рисунки с изображением мужских лиц. Берём первое попавшееся лицо и придумываем, как мы будем его гримировать. В кого мы сегодня превратим этого мужчину? В клоуна, гнома, пирата, Деда Мороза, Кощея Бессмертного, смурфика, индейца с боевой раскраской? Обычно мы используем гуашь, потому что она непрозрачная и густая. Эта краска плотно покрывает поверхность и перекрывает линии исходного изображения. Это интересная деятельность, развивающая и моторику, и креативность с фантазией. Творческое задание побуждает ребёнка порисовать. Необязательно завершать рисунок за одно занятие. Работу можно растянуть на два-три подхода. Сфотографировала несколько работ для примера. Клоуна ребёнок рисовал лет в пять, а пирата мы гримировали недавно. Ещё у нас тут парень будто бы с аквагримом. Его мы где-то год назад делали.
Хочу рассказать об одной очень полезной игре на тетрадном листе. Она обладает широким развивающим потенциалом для старших дошкольников и младших школьников. Во-первых, игра, подобно таблицам Шульте, тренирует внимание и зрительное восприятие, способствующее улучшению навыка чтения. Во-вторых, она представляет собой упражнение для развития мелкой моторики. Два в одном. Для игры вдвоём потребуются только два тетрадных листа в клетку и ручки (либо фломастеры, карандаши). Сейчас я сама подготавливаю оба игровых листка, потому что ребёнок ещё маленький. Версия для участников постарше: каждый из игроков готовит лист самостоятельно, затем соперники обмениваются ими. В центре страницы чертим квадрат. О его размере игроки договариваются заранее. Сейчас я для себя делаю квадрат 20 на 20 клеток, а для ребёнка, скажем, 12 на 12. С одинаковыми по площади квадратами у него пока нет шансов обыграть меня. Вокруг квадрата хаотично располагаем цифры — допустим, от 1 до 35. Или, например, от 30 до 80. Как игроки договорятся. Необходимо заранее определиться, какой символ будет вписываться в клеточки квадрата. Это могут быть кружочки, крестики, диагональные палочки, галочки, какая-либо буковка или циферка и др. Символ можно менять от игры к игре. Ход игры. Перед игроками лежат листки с пустым квадратом посередине и с цифрами вокруг него. Первый игрок называет любую цифру из имеющихся на поле (у себя он обводит её кружком, чтобы не повторяться). Второй ищёт эту цифру у себя на листке. Пока он в поиске, первый изображает символы в клеточках своего квадрата. Второй игрок, найдя заданную цифру, помещает её в кружок и произносит: «Стоп!». Первый в то же мгновение перестаёт вписывать символы в квадрат. Теперь второй загадывает цифру и обводит её у себя. Пока первый ищет её на своём листке, второй изображает символы в квадрате. Чем дальше — тем легче искать. Потому что загадываются лишь те цифры, которые не были обведены. Взгляд скользит мимо кружков, их содержимое игнорируется. Побеждает тот, кто быстрее заполнит свой квадрат символами. Когда я была ребёнком, мы часто играли в эту игру с младшим братом. Вот вспомнила, теперь играю с сыном. Можно играть и втроём, и вчетвером. Один загадывает цифру, остальные одновременно ищут её у себя.
Домашний квест в день рождения (7 лет): путешествие по планетам
Отпраздновали мы очередной день рождения сына. Мальчику исполнилось целых 7 лет. Прямо с утра, по сложившейся у нас традиции, я провела для него квест с поиском подарков и торта. В этот раз у поисковой игры была космическая тематика. Завязка. Я показала сыну сообщение в своём телефоне, которое мне прислал подписавшийся Доброжелателем аноним. В сообщении было сказано, что торт и подарки похитили космические пираты. Они, по своему обычаю, спрятали похищенное на одной из планет, но на какой именно — неизвестно...
Как подготовить ребёнка к письму
Можно заранее, ещё за год-два до школы, усадить малыша за прописи. Не может? Научим! Не хочет? Заставим! Терпение и труд всё перетрут. Пусть идёт в школу, умея выводить письменные буквы. Тогда прописи в первом классе не вызовут трудностей. Правильный подход? Вопрос является дискуссионным. Большинство психологов, однако, предостерегают от этой практики. Во-первых, написание письменных букв — процесс для маленького ребёнка очень сложный. Деятельность связана с огромным напряжением — как физическим, так и умственным...
Буквы из пластин Лего Занятие, помогающее изучать буквы, тренировать мелкую моторику и развивать пространственное мышление. Выбираем узкие пластины мелкого конструктора Лего и предлагаем ребёнку собрать из них буквы. Можно также конструировать трёхмерные буквы из кирпичиков Дупло. Если малыш пока ещё плохо знает азбуку, выдаём ему образец (лист бумаги с изображенными буквами). В процессе снова и снова называем их, чтобы активизировать запоминание. Если ребёнок неплохо знает буквы, можно предложить ему собрать из Лего конкретное слово. Он должен сам определить, из каких букв оно состоит, и сконструировать их по памяти. Например, можно попросить малыша написать кличку питомца, имя мамы, название любимого мультфильма и т.д. Моему сыну нравится складывать буковки из Лего. Ему интересно посмотреть, что же у него в итоге получится. Однажды мы сложили его имя и оставили буквы на тумбочке. Через несколько дней в гости к сыну пришел друг — ровесник-шестилетка. Увидел буквы, прочел слово и сказал: «Ого! Твоё имя из Лего! Так классно! А давай моё сделаем?». Сидели и усердно складывали имя гостя. Справились. В общем, не только для моего занимательно. Попробуйте.
Мозговой штурм для развития творческих способностей детей
Мозговой штурм — это метод решения задачи, не имеющей единственного верного ответа. Участники мозгового штурма должны сгенерировать как можно больше идей, то есть предложить максимальное количество ответов на поставленный вопрос. Метод применяется не только для решения профессиональных или учебных задач, но и в качестве развивающей игры. Игра эта может быть как групповой, так и индивидуальной. Мозговой штурм развивает творческое, дивергентное мышление у детей. Кроме того, игра способствует формированию уверенности в себе, поскольку одно из её главных условий — отсутствие критики...
Мама прилегла отдохнуть, а ребёнок в это время занялся творчеством. Сам изготовил поделку — средневековую башню. Как выяснилось, сначала он хотел сделать стакан из пластиковой бутылки. Отрезал, поставил на стол, покрутил-повертел — и обнаружил, что перевёрнутый стакан напоминает башню. Концепция поделки изменилась: сын покрасил заготовку чёрной гуашью, вырезал дверь и окно. Да, неказисто, не особо старался. Но ребёнка я не упрекнула. Только удивилась и похвалила. Действительно порадовалась его творческой самостоятельности: сам придумал, сам реализовал. Мы с ним домиков из пластиковых бутылок не делали, так что это не повторение пройденного. Любая творческая инициатива должна приветствоваться.
Как сформировать у ребёнка здоровые пищевые привычки?
Моему младшему сыну шесть с половиной лет. Полагаю, я уже могу полноправно констатировать, что мне удалось привить ему любовь к здоровой пище. Нет таких овощей, которые бы он не ел (по крайней мере, из тех, что присутствуют на российском рынке). Даже, например, репку, редьку, сельдерей потребляет с удовольствием. Нет таких фруктов и ягод, от которых он отказался бы. Мой ребёнок ест мясо, рыбу, яйца, творог, бобовые, крупы, орехи. Не особо любит конфеты и редко вспоминает об их существовании. Если...
Игра в деньговыдавателя (закрепление навыков сложения) Случаются у нас с сыном сюжетно-ролевые игры, в которые мы играем один-единственный раз и больше о них не вспоминаем. Но есть и такие, к которым мы возвращаемся снова и снова не протяжении не то что месяцев, а даже лет. Эти регулярные игры составляют нашу сюжетно-ролевую игротеку. Расскажу сегодня об одной из них — мы в неё уже года полтора играем. Она забавная и содержит дидактический компонент. В процессе игры ребёнок изучает и закрепляет состав чисел из нескольких меньших. Сюжет: кассир выдаёт зарплату жителям Зверограда. В роли кассира — ребёнок. А я — за всех зверушек, пришедших за получкой. Зверушки — мягкие игрушки. Однажды, когда мы доиграли в настольную игру с числовыми карточками («Ралли» от Джеко), мне захотелось ещё потренировать ребёнка в счёте, поэтому я предложила: «А давай как будто карточки с цифрами — это деньги. А ты как будто кассир. Будешь выдавать зарплату… своим мягким игрушкам». Сын сначала не понял, о чём я: «Какой кассир? Кассиры же в магазинах». Пришлось совершить короткий экскурс в историю: «Когда я была совсем молоденькой, а ты существовал лишь в мечтах, на работе мне выдавали зарплату наличными деньгами, а не переводили на карточку, как сейчас. Должность человека, вручавшего нам купюры и монеты, называлась «кассир». Сын сказал: «В магазине кассир берёт у людей деньги, а на работе — наоборот, выдаёт. Можно сказать, что он деньговыдаватель». С тех пор, желая предложить ребёнку эту игру, я так и говорю: «А давай в деньговыдавателя поиграем». Подготовка к игре занимает несколько минут. Я отбираю примерно десять мягких игрушек. Это те жители Зверограда, которые явятся за зарплатой. Раскладываю на полу 30-40 карточек с числами от 1 до 9. Лист бумаги превращаю в ведомость: в столбик печатными буквами записываю наименования зверушек, напротив — причитающиеся им суммы. Пока мы играем с числами в пределах 20. Итак, сын в роли кассира. Приходит первый получатель, здоровается и сообщает о цели визита. Кассир ищет его в ведомости, называет сумму и набирает её из чисел от 1 до 9. Вспоминает состав, подбирает слагаемые, пробует разные комбинации. В общем, это не очень простое для малыша математическое упражнение, воплощённое в игровой форме. Допустим, у Жирафа зарплата 19 рублей. Обычно сын сначала набирает десятку, потом ещё девять. Я не вмешиваюсь, но, когда сумма уже набрана, озвучиваю и другие возможные варианты (например, три шестёрки и единица или две девятки и единица). Потихоньку ребёнок запоминает разнообразные комбинации. Без диалогов, конечно же, не обходится. Каждый из пришедших сообщает кассиру, кем он работал в истекшем месяце. Например, Ёжик собирал урожай в саду; Жираф был мойщиком окон; Носорог и Пёс охраняли склады; Лошадка в парке катала малышей. Придумываю на ходу. Сын задаёт вопросы, интересуется подробностями. Словом, игра не сухая. Занимает около получаса. На фото: арифметическая игра «Ралли» от Джеко. Сыну нравятся именно эти карточки (потому что с дорогами и машинками).
Вы ещё не приобрели своему ребёнку конструктор «Знаток»? Тогда обязательно внесите его в список предстоящих покупок. Вещь, без сомнения, стоящая. Игра рекомендована для детей от 5 лет. Верхняя возрастная граница не обозначена. Мне, например, тоже интересно повозиться. Мой шестилетний сын стал обладателем этого конструктора месяца три назад. Почти ежедневно мы выделяем немного времени на сборку очередной схемы и/или на проведение интересного опыта. В один день мы, например, собираем схему «Дверной звонок». Ребёнок до вечера балуется с ним. На следующий день, поменяв некоторые детали, управляем звонком с помощью магнита и света. Подносим магнит к одному из элементов — звонок включается; убираем магнит — замолкает. Теперь меняем деталь и закрываемся в темной ванной. Светим фонариком на конструкцию — музыка играет; убираем свет — тишина. Магия! Но научно объяснимая. Занимается ребёнок с конструктором и самостоятельно: возвращается к простым начальным схемам и собирает собственными силами. Интерес пока не потерян. Наоборот: чем дальше — тем больше сын проявляет изобретательности. Пробует вносить коррективы в прилагаемые схемы и наблюдает за изменениями в работе конструкции. В чём состоит польза занятий с конструктором «Знаток»? В получении первичных сведений из области электронных технологий; в развитии любознательности, изобретательности, созидательности; в тренировке мелкой моторики. В общем, от всей души рекомендую — и для мальчиков, и для девочек.