В детстве, я наверное был чемпионом по новогодним елкам.
Каждый год, 2-го января, мы с бабушкой отправлялись в какой-нибудь крупный советский город.
Бабуля считала, что так я познаю "прекрасную страну, в которой мне повезло родиться", но из калейдоскопа музеев и выставок, я запоминал только новогодние елки.
Так что, мне повезло повидать всю палитру советских дедов морозов и снегурочек: от раскосых старичков и снегурок с мохнатыми бровями, до "морозов" с тягучим прибалтийским акцентом и внучек весом в полтора центнера.
У всего связанного с детскими новогодними праздниками был свой национальный колорит, единственное чем они не отличались — костюмами детей. И здесь безусловным фаворитом были зайцы.
Я сам, если так можно сказать, был потомственным новогодним зайцем — донашивал в садике на Новый год костюмчик младшего дяди.
Однажды, на семейном совете, мы решили стать Доктором Айболитом (с усами и бородкой из ваты), и это оказалось провалом.
Потому-что у зайчиков было много песенок под которые они могли прыгать под ёлкой, а для Доктора Айболита подходил только хоровод. Да и Дед Мороз подозрительно косился на еще одного бородача.
Единственным преимуществом был большой картонный градусник, взятый за узкий конец, превращавшийся в удобную дубинку. Ею я пытался гонять зайцев под елкой, за что был строго наказан воспитательницей.
С той поры, я фанат заячьего семейства...
Детские ёлки времен СССР
С Новогодней елкой у Союза были сложные отношения.
Поначалу, она вообще была запрещена, как пережиток буржуазного/религиозного прошлого — все 20-е года стоял строгий запрет на украшение елки и празднование Рождества.
В Баку, где елей отродясь не росло, поэтому они стоили бешеных денег, отказ затронул только общественные елки. (Одной из самых знаменитых была елка в здании Городской Думы.) А вот в России празднование ушло в подполье.
Фактически произошло то же самое, что и с празднованием Новруза. Никакие запреты не помогали избавиться от традиции. Тогда в начале 30-х годов было решено возглавить процесс, который не удается пресечь.
Был разработан стандарт празднования Нового года и утвержден формат детской новогодней елки. Так возник классический образ Деда Мороза (непременно синий халат до пола, окладистая борода и девочка-внучка).
Впрочем, со временем цвет халата стал как у Санта-Клауса, а девочка-снегурочка превратилась в девушку (а иногда и тетку бальзаковского возраста).
Заячье нашествие
Новогодние костюмированные балы были в моде в Российской Империи с начала 19 века. Это были светские рауты при дворе, куда зазывалась знать.
СССР восстановил традицию и распространил ее на детские ёлки. Это называлось новогодним карнавалом.
Тогда и появились первые зайцы. Изначально в очень малых количествах на фоне пьеро, арлекинов и детей в костюмах военных.
Поначалу зайцам было сложно, ведь на новогодние карнавалы ходили только дети из обеспеченных семей, которые заказывали специальные костюмы.
Все изменилось, когда елки шагнули в детские сады и школы. Костюм зайца оказался самым простым и узнаваемым, поэтому ушастики быстро стали захватывать мир.
В 60-е, им еще оказывали сопротивление картонные колпаки а-ля буратино-пьеро, но это были последние бастионы.
Вскоре зайца самых различных модификаций, здесь воспитательницы соревновались в выдумке, стали полноправными хозяевами всех новогодних утренников.
Некоторые костюмы были совсем минималистическими:
Другие явно отдавали индейской темой:
По расположению ушей зайцев можно было судить о творческой натуре родителей.
Естественно, все красотки доставались только заячьей мафии.
Зайцы которые подвергались насилию дома, подавали знак скрещенными ушами.
У самых злых зайцев ушки атрофировались, твердели и превращались в рожки.
Еще более темный клан - адовы зайцы:
Некоторые разновидности заячьих явно были утеряны со временем.
ПС. Все еще болею...)