Как можно сдавать квартиру
Практически любую собственную жилплощадь можно вполне законно сдать. Как это делать – выбирает сам собственник: сдавать квартиру как физическое лицо, как самозанятый, как индивидуальный предприниматель или как индивидуальный предприниматель с помощью патентной системы налогообложения (ПСН).
Разберёмся с этими понятиями более подробно.
Если вы решили сдавать недвижимость как физическое лицо, один раз в год вы обязаны платить НДФЛ. Владелец самостоятельно подаёт справку 3-НДФЛ за предыдущий год в налоговую до 30 апреля. Важно понимать, что налоговая ставка здесь достаточно высокая – 13%.
Самозанятость – налоговый режим, который существует с 2019 года. Он создан для физических лиц, работающих на себя, чей годовой доход не превышает 2,4 миллиона. Ставка налога варьируется от 4 до 6%, при этом всем самозанятым положен налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей, а декларацию подавать не нужно: налог высчитывается каждый месяц автоматически и оплачивается онлайн. Вообще, в случае с самозанятостью все манипуляции происходят онлайн и с минимальным вашим участием.
Но если доход превышает 2,4 млн рублей, самозанятость оформить не получится. В этом случае сдавать квартиру можно через ИП. Здесь налоговая ставка также может быть 6%, но для этого необходимо оформить упрощенный режим налогообложения. Из минусов – ежеквартальные выплаты и обязательные взносы в Пенсионный фонд и ФМС, даже в том случае, если доходов не было. Декларацию о доходах тоже придётся подавать самостоятельно.
Также вы можете оформить ПСН, и налоговая ставка останется такой же, но налог будет рассчитываться не от фактического, а от планируемого дохода. То есть, сколько бы ни заработали, платите вы фиксированную сумму, что иногда может быть удобнее. Патенты бывают сроком от одного месяца до одного года, а их стоимость зависит от площади квартиры и района.
Как открыть ИП для сдачи квартиры в аренду
Регистрировать ИП не так страшно, как кажется. Вам нужны следующие документы:
заявление на открытие ИП; паспорт и его копия; ИНН и его копия; оплаченная госпошлина (800 рублей, сформировать квитанцию можно самостоятельно на сайте ФНС).
Подать документы можно:
лично в налоговой; лично через МФЦ; онлайн (но только в том случае, если у вас есть электронная подпись).
Документы обычно рассматриваются в течение трёх дней и, если нет ошибок, ИП регистрируют и отправляют все необходимые документы на электронную почту. Это лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт.
Важно сразу заполнить всё правильно, поскольку есть ряд нюансов, которые при оформлении могут счесть за ошибку:
при ручном заполнении можно использовать только чёрные чернила; мобильный телефон пишется строго через «+7», а стационарный – через «8»; сокращения должны чётко соответствовать аналогичному написанию в документах и тому подобное.
При подаче заявления необходимо выбрать вид деятельности – код ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Для аренды квартир подойдёт раздел 68.20 – это «Операции с недвижимым имуществом» и подраздел «Аренда и управление недвижимым имуществом».
Это достаточно новая услуга, тем не менее пользующаяся спросом. Сотрудники банка бесплатно создают заявление, подготавливают документы, подают их (без посещения вами налоговой) и открывают расчётный счёт, куда и будут переводиться ваши деньги, полученные от арендатора. Таким образом банки просто привлекают новых клиентов, так что искать тут подводные камни не стоит. Как, впрочем, и каких-то дополнительных выгод от этого процесса ждать не надо: это просто расчётный счёт.
Отчётность и уплата налогов
Отчётность по доходам ИП предоставляется в налоговую ежегодно до 30 апреля. Размер налога зависит от системы налогообложения, которую вы выбрали. Самый простой вариант – «упрощённый режим налогообложения», он же «упрощёнка», который подразумевает 6% от суммы дохода.
Не стоит забывать и про страховые взносы в Пенсионный фонд. Их платят все ИП, вне зависимости от того, какой у них доход и есть ли он вообще. Сумма фиксированная, в 2021 году она составляет 40 874 рубля (32 448 рублей на пенсионное страхование и 8426 рублей на медицинское страхование). В случае, если ваш доход превысил 300 000, к этой сумме добавляется ещё 1%. Но это касается только ПФР, взнос в ФМС не меняется.
Если вы работаете по «упрощёнке», то можете вычитать сумму страховых взносов непосредственно из налога. Но этот вариант действителен только в том случае, если вы платите взносы каждый квартал.
Заключение договора
Итак, что должно быть в договоре между ИП и физическим лицом: паспортные данные наймодателя и нанимателя; данные по вашему ИП: ОГРНИП, ИНН, дата регистрации ИП, а также банковские реквизиты (при наличии); документы о праве собственности; точный адрес и метраж квартиры; ФИО всех, кто будет проживать в квартире, а также наличие домашних животных; срок аренды; права и обязанности сторон; арендная плата и размер страхового депозита; порядок расчётов (даты платежа, банковские реквизиты); условия повышения арендной платы (например, не чаще раза в год); оплата коммунальных услуг (электроэнергия, счётчики за воду; телефонные счета, интернет, кабельное телевидение, услуги консьержа и газ – при их наличии); условия досрочного прекращения договора; штрафные санкции; количество визитов собственника; опись имущества (перечень мебели и бытовой техники, их состояние). Подводные камни: коммунальные услуги и депозит
При указании суммы арендной платы в договоре стоит исключить из неё коммунальные услуги. Иначе они тоже будут являться частью вашего дохода и с них придётся платить налог. Намного проще, если арендатор будет оплачивать их отдельно, по предварительной договорённости. Это, конечно же, обязательно надо прописать в договоре найма, но без указания конкретных сумм. Выплаты по показаниям счётчиков налогом не облагаются.
Депозит обязательно прописывают в договоре, но вносить его в декларацию не нужно. Эта сумма возвращается арендатору, поэтому доходом не является. В случае, если она будет использована как компенсация за испорченное имущество, его необходимо внести в последний отчёт.
Что ждёт собственника, который не платит налоги?
Первое, что следует понимать, – попасть в поле зрения налоговой совсем не сложно: достаточно даже сигнала соседей. А второе – ответственность за такое правонарушение может быть намного выше, чем вы себе представляли. Как минимум, собственнику придётся оплатить задолженность в полном объёме, а также пенни и штраф за неуплату. Но если общая сумма задолженности превышает 4 миллиона рублей, возможна даже уголовная ответственность.
Сдавать квартиру официально намного спокойнее. Однако если у вас совсем нет времени на то, чтобы разбираться с документами и другими нюансами сдачи квартиры, можно воспользоваться сервисом долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости. Специалисты помогут составить договор, который учитывает интересы обеих сторон, проверят будущих жильцов, а ещё не бросят вас и после заселения: все квартиры сервиса страхуются на сумму до 1,4 млн рублей, а с бытовыми проблемами поможет разобраться ваш менеджер.