Найти тему
Банки Сегодня

Зимнее дизтопливо рекордно подорожало: налоговая требует акциз за его смешивание с авиакеросином

Производство зимнего дизельного топлива – сложный процесс, поэтому нефтебазы смешивали обычную солярку с авиакеросином. Но с 2020 года Минфин стал считать это самостоятельным производством, а налоговая начислила акциз. Потребители этого могут и не заметить, но вот независимые сети АЗС опять в убытках.

Каждый год к зиме обычное («летнее») дизельное топливо на АЗС меняют на зимние сорта. В отличие от бензина (который всегда один), летнее дизтопливо можно использовать только при температурах не ниже -5 градусов, иначе оно начинает загустевать и забивает топливную систему.

Зимним топливо становится после смешивания его со специальными присадками, которые не дают частицам парафинов сливаться вместе, его также дополнительно очищают от парафинов (депарафинизация). Все это – технически сложный и при этом дорогой процесс, поэтому зимнее дизтопливо не только дороже летнего, но еще и выпускается в меньших объемах.

Но обычные автолюбители не замечают дефицита – все недостающие объемы заменялись блендированным дизтопливом. На нефтебазах просто смешивали авиационный керосин и дизельное топливо, благодаря чему оно становилось зимним. А еще дефицит частично покрывал выпуск на рынок судового маловязкого топлива (СМТ) – это близкое по характеристикам к дизельному топливо, которое еще и не облагается акцизами.

Все было хорошо до 2020 года – тогда Минфин вдруг посчитал, что смешивание дизтоплива с керосином является самостоятельным производством. А раз нефтебаза – производитель, то она должна платить акциз. Его сумма рассчитывается от акцизов на оба вида топлива и составляет примерно 6,4 тысяч рублей за тонну. То есть, на каждый литр смешанного топлива будет приходиться такая сумма, что продавать его уже не выгодно.

Кроме этого, в России выросли налоги на средние дистилляты – из-за чего с рынка ушли определенные объемы суррогатного топлива. А мини-НПЗ, которые производили сернистые аналоги дизельного топлива, тоже сократили предложение из-за дороговизны сырья.

Как результат – цены на биржах бьют рекорды. Зимнее дизельное топливо стоит более 66,3 тысяч рублей за тонну. Росту цен помогает холодная погода, рост цен на мировых рынках, а теперь – еще и дефицит топлива из-за новых налогов на производителей.

Сильнее всего от этого пострадают независимые АЗС (то есть, не относящиеся к крупным нефтяным компаниям). Крупные сети могут сдерживать рост цен благодаря тому, что сами же и производят топливо, и за счет действия механизма демпфера (он повышает компенсации НПЗ при росте цен на мировых рынках). Но вот независимые сети вынуждены держать цены низкими из-за конкуренции.

Кто-то скажет, что в уходе независимых АЗС с рынка нет ничего плохого – но из-за этого снизится сеть заправок в целом, а на оставшихся водители будут проводить больше времени в очередях. К тому же, на АЗС работают люди, которые рискуют потерять свою работу. Поэтому проблема с топливом – серьезная, и ее следует решать.