Найти тему
Crime Stories

OMAR M'A TUER. ЗНАМЕНИТОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ДЕЛО. ОМАР РАДДАД СПУСТЯ 30 ЛЕТ

Это уголовное дело достойно романа Агаты Кристи. На протяжении трех десятилетий оно вызывает непрекращающиеся споры среди исследователей и французской общественности. 23 июня 1991 года 65-летняя Гислен Маршаль, богатая вдова поставщика автомобилей, найдена мертвой при загадочных обстоятельствах в своем доме в г. Мужен на юге Франции.

Гислен Маршаль
Гислен Маршаль

На стене были обнаружены две надписи, сделанные кровью Гислен: "Омар убить меня" и "Омар меня убить".

Первая надпись
Первая надпись

Следствие предъявило обвинение в убийстве 27-летнему Омару Раддаду, садовнику Гислен Маршал, марокканскому иммигранту. Раддад был осужден в 1994 году и приговорен к 18 годам лишения свободы.

Омар Раддад, 1991
Омар Раддад, 1991

Эти две жуткие надписи, ставшие самыми известными во французской криминальной истории, на протяжении 30 лет являются предметом споров и спекуляций.

В течение нескольких десятилетий дело Раддада продолжало регулярно появляться в новостях с мнениями экспертов и просьбами о пересмотре дела. В 2011 году по истории Омара Раддада был снят фильм "Омар убить меня", который был номинирован на Оскар.

-4

Защитники Омара Раддада указывают на отсутствие мотива убивать свою работодательницу. По словам Раддада, за несколько дней до убийства Маршаль, между ними возникло недопонимание относительно оплаты за конкретные работы, которые делал садовник. Такие ситуации происходили и раньше, и благополучно разрешались, поэтому у Раддада не было причин убивать женщину.

Дом Гислен Маршаль
Дом Гислен Маршаль

Гислен Маршал, урожденная Гислен де Ренти, была дочерью промышленника. Она была богатой вдовой Жан-Пьера Маршала, владельца компании, поставлявшей оборудование для автомобилей. Маршал жила на две страны - в Швейцарии и в своей вилле La Chamade, которую она построила на холмах Мужена, недалеко от Канн, и где была убита.

-6

В воскресенье, 23 июня 1991 года, в 11:50, Гислен Маршал немного поговорила по телефону со своей подругой Эрикой, с которой договорилась пообедать на следующий день. Она сказала, что только что приняла душ и торопилась, потому что у нее был запланирован обед со своими друзьями Коллетт и ее мужем в 13:00. .

Эрика прибыла в La Chamade в понедельник, 24 июня, в 11:30 на обед, как и планировалось. Она дважды позвонила в дверь, но ответа не было. В дом на проверку был вызван сотрудник охранной компании. В доме не было видно никаких следов взлома. Жалюзи были задернуты только в спальне, поднос с завтраком стоял на кухне. Дверь не была заперта, ключи были в замке, сигнализация не была активирована. Казалось, что Гислен Маршал только что проснулась и отлучилась, но ее не было в доме. Обыскивая дом, охранник нашел украшения и открытую сумочку, в которой не было денег.

Вечером была извещена полиция. Обыскав главный дом, они заинтересовались пристройкой с лестницей, ведущей в подвал. Металлическая дверь в подвал оказалась запертой и не открывалась более чем на 10 см после открытия. Пока один офицер толкал ее, другой смог вставить руку и нащупать раскладушку, приставленную к двери с внутренней стороны. Ему удалось оттолкнуть ее, но дверь по-прежнему была заблокирована металлической трубой. В конце концов, согнув дверь и ударив по трубе, полицейские смогли открыть дверь.

-7

В задней части подвала Гислен Маршал была найдена лежащей лицом вниз, ее ноги были направлены к задней стене, ее руки вытянулись перед собой на земле, она была одета в банный халат (в интернете есть эти фото, по правилам платформы не могу вставить такой контент.

-8

Первые осмотры врачей вечером 24-го и вскрытие 28 июня выявили серьезные травмы: "череп был пробит, горло перерезано, один палец отрублен, множественные ножевые ранения, царапины на руках и ногах". Следы пыли и цемента на халате предполагали, что жертву тащили.

Судебно-медицинские эксперты отметили, что невозможно определить порядок нанесения ударов. Ни один из них не стал смертельным сразу. Было установлено, что Маршаль была жива примерно от 15 до 30 минут. Капитан полиции Жорж Ченчи отметил, что убийца казался "решительным, но также неуклюжим в своих движениях". Так же эксперты утверждали, что с такими травмами женщина не могла подняться, но могла ползти.

Доктор Жан Паглюцца, судебно-медицинский эксперт, с которым консультировались адвокаты защиты, утверждал, что при нанесении таких ударов, нападавший должен был быть в крови.

Надпись «Omar m'a tuer» было написано кровью правильными буквами на высоте одного метра над уровнем земли. Под надписью был виден кровавый след. Перед металлической дверью, в задней части главного помещения, на двери котельной была написана часть того же предложения: "Omar m'a t". Эта вторая надпись была ниже первой и едва читалась.

Эти надписи содержали странную для носителя французского языка грамматическую ошибку. Был использован глагол в инфинитиве ("Omar m'a tuer") вместо причастия прошедшего времени ("Omar m'a tuee").

Адвокаты защиты утверждали, что весьма маловероятно, что Маршаль, богатая и образованная вдова, совершит такую ошибку, что породило версию о том, что Раддада подставили. В то время Раддад был неграмотным, плохо изъяснялся на французском языке и еле писал на своем родном.

-9

В 1994 году Омар Раддад был признан виновным в убийстве Гислен Маршаль и приговорен к 18 годам тюремного заключения. В исходном отчете о вскрытии датой смерти было 24-е число, когда у Раддада было алиби - этот день он не работал и много людей видело его в другом месте. Позже дата смерти была передвинута на 23-е число, когда Раддад действительно работал в саду Гислен.

После просьбы короля Марокко и частичного помилования в 1996 году тогдашним президентом Франции Жаком Шираком, Раддад был освобожден в сентябре 1998 года, отсидев четыре года.

Следствие полагало, что Омар и Гислен спустились в подвал по бытовым вопросам, где возникла ссора и разъяренный Раддад напал на женщину и убил. Гислен удалось доползти до стены и оставить эти надписи, а так же забаррикадировать дверь раскладной кроватью и трубой во избежании возвращения Омара. "Как пожилая женщина, получившая 16 ножевых ранений, переползла через все помещение. Я тысячи раз пытался сделать это в своей камере, в темноте, это невозможно!" - говорил Омар Раддад.

Очень быстро дело Омара Раддада приобрело социальный и политический характер - с одной стороны, неграмотный марокканский иммигрант, с трудом говорящий по-французски, с другой - состоятельная семья с Лазурного берега. В то время некоторые жители Франции видели в приговоре садовника символ дискриминации и несправедливости, которым подвергались иммигранты во Франции. "Этот приговор ужасен. Он нацелен на мусульман, выдавая их за потенциальных убийц", - говорили активисты.

У Маршаль были сын и внуки, но следствие не установила их возможную причастность к смерти Гислен. Родственники жили в другом регионе и были состоятельными людьми.

Спустя почти 30 лет, используя новейшие технологии, были проведены новые исследования. В отчете об анализе ДНК, датированном 2019 годом, утверждается, что на месте преступления были идентифицированы отпечатки пальцев четырех неизвестных людей.

Однако пересмотр обвинительных приговоров по уголовным делам во Франции по-прежнему является редкостью: с 1945 года только десять обвиняемых в течение своей жизни воспользовались пересмотром и были оправданы после нового судебного разбирательства.

Раддад в 2020
Раддад в 2020

"Эти доказательства - шаг к повторному рассмотрению дела", - сказала адвокат Раддада Сильви Начович. "Битва не окончена".

В своем сообщении в Facebook Начович написала, что надеется, что после возобновления дела "одна из крупнейших ошибок 20-го века" будет исправлена.

#криминал #криминальное чтиво #омар раддад #омар убить меня #громкое дело