Используя анализ больших данных, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил основные тренды электронной торговли последних лет. Результаты исследований приводит «Финансовая газета».
Согласно полученным данным, взаимодействие между продавцами и покупателями в последние годы постепенно смещается в онлайн-формат, задавая новые глобальные тренды (табл. 1). В период пандемии этот процесс получил дополнительный импульс в связи с массовым локдауном, закрытием границ и политикой социального дистанцирования.
Самый главный тренд последних лет – рост онлайн-маркетплейсов (№ 1). За 2020 г. совокупная валовая стоимость товаров 100 крупнейших мировых онлайн-площадок выросла на 29% до 2,68 трлн долл. При этом лидируют компании, входящие в состав крупных экосистем (Amazon, Alibaba и др.). Их владельцы активно развивают логистическую инфраструктуру, например, существенно расширяя сеть фулфилмент-центров (№ 9).
В противовес ему набирает силу другой тренд – отказ известных брендов от услуг агрегаторов и их переход к прямой коммуникации с потребителями в рамках концепции direct-to-consumer (№ 13). Например, Nike разорвала контракт с Amazon, решив сконцентрировать усилия на продажах через собственный сайт и платформы партнеров (Foot Locker, Nordstrom Inc. и др.). Такой подход позволяет избежать «размывания» продукции бренда среди аналогов и подделок, реализуемых на маркетплейсах. Кроме того он помогает лучше узнавать своих клиентов путем анализа customer journey (№ 11) – модели поведения потребителя от решения совершить покупку до выбора конкретного товара и его оплаты.
Требования социального дистанцирования стимулировали рост бесконтактных платежей (№ 3) при оплате покупок, в том числе в России. По данным платежного сервиса «ЮKassa», число бесконтактных платежей за 7 месяцев 2021 г. выросло на 36%, оборот – в 2,4 раза, а количество плательщиков – почти в 2,5 раза.
Ещё один тренд – запуск собственных мобильных приложений для заказа товаров (№ 4), а также максимальное расширение сервиса доставки (№ 6). Например, некоторые компании уже предлагают клиенту доставку «день-в-день» (№ 7), что особенно актуально для продуктов питания, и «доставку на парковку» (curbside pickup) (№ 5), что значимо в случае крупногабаритных товаров. Последний предусматривает, что клиент сам заезжает на парковку к удобному для него месту выдачи заказа, который доставляет до багажника машины сотрудник магазина. В России подобную услугу предоставляют сети магазинов «М. Видео» и «Эльдорадо».
Возросшая конкуренция в цифровой торговле вынудила продавцов усилить борьбу за привлечение покупателей и повышение уровня конверсии. Делать это проще с новейшими технологиями, например, применяя интеллектуальный анализ данных (№ 2). Для него подтягивается информация, оставленная клиентами в сети, так называемый «цифровой след». Благодаря ему продавец может максимально точно кастомизировать предложение под определенного клиента.
Ещё один тренд электронной торговли – использование стриминговых сервисов (№ 8). Для продаж в прямом эфире (live commerce) ведущие соцсети запустили собственные платформы (Facebook Live, Youtube Live, Periscope). По данным аналитического ресурса Wyzowl, 84% пользователей принимают окончательное решение о покупке, просмотрев видео о товаре. Компании с удовольствием приглашают в амбассадоры брендов популярных блогеров и других инфлюенсеров. А также охотно закупают рекламу в их блогах (№ 15).
Во второй части материала мы расскажем о трендах онлайн-ритейла в России. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить!
А для специалистов в области ритейла мы проводим конференции. Приглашаем вас посещать наши мероприятия и узнавать о тенденциях розничной торговли в России и опыте компаний-лидеров из первых уст. Перейдя по ссылке, вы сможете подробней ознакомиться с темами ближайшей конференции и зарегистрироваться: Тринадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2022