Многие любят художников-прерафаэлитов за их особый канон женской красоты, но Фанни Итон сильно отличалась от других известных натурщиц - белокожих и рыжеволосых Элизабет Сиддал, Джейн Моррис или Эффи Грей.
Фанни Итон родилась на Ямайке в 1835 году. Её мать имела африканское происхождение и, вероятно, была рождена в рабстве и родила ребенка вне брака. К 1850-м она с дочерью уже жила в Лондоне, где работала домашней прислугой. В 1857 году Фанни вышла замуж за Джеймса Итона, извозчика, с которым имела 10 детей.
Казалось бы, где она и где прерафаэлиты, эксцентричные художники и творцы? Она не была частью творческой богемы, а трудилась как приходящая домработница и швея.
Тем не менее, нельзя отрицать, что Фанни внесла вклад в развитие визуального разнообразия второй половины XIX века. Ведь между 1859 и 1867 она подрабатывала натурщицей, в основном ради дополнительного заработка. Её выразительные черты и необычная внешность пришлись по вкусу "викторианским авангардистам", которые хотели изображать природу так, как она есть, и ни в чем не изменять действительность. То есть для достоверного изображения библейских событий (происходивших на Ближнем Востоке) модели европейской наружности не подходили.
Достоверно известно, что Фанни Итон начинала свою карьеру модели как постоянная натурщица лондонской Королевской Академии - сеансы позирования официальной оплачивались, а статус академии был не так губителен для репутации. Но самое главное - именно там необычная модель могла привлечь внимание многих молодых и талантливых художников своего времени.
Особое внимание фигуре Итон и её вкладу в искусство стали уделять не так давно, зато почти сразу на самом высоком уровне. К примеру, 18 ноября 2020 года Google выпустил дудл (лого-иллюстрацию), посвященный этой британке.
Главный прообраз иллюстрации - аскетичный и пронзительный портрет Фанни работы Джоанны Бойс Уэллс, художницы круга прерафаэлитов. К сожалению, эта талантливая девушка скончалась в самом начале своего творческого расцвета - в неполных 30 лет из-за осложнений после третьих родов. «Лучшую среди живописцев, когда-либо державших кисть в женской руке» (слова критика Майкла Россетти) погубила суровая действительность викторианской эпохи и всех предыдущих - вот почему не было великих женщин-художниц.
Конечно, Фанни позировала и Данте Габриэлю Россетти, корифею прерафаэлитского братства. Чуть выше был набросок его руки, а вот не самое очевидное произведение художника, также изображающее Итон. Попробуйте отыскать!
Не все живописцы представляли натурщицу-мулатку ветхозаветной героиней или абстрактной восточной красавицей - Реббека Соломон, художница еврейского происхождения, изобразила её в бытовом сюжете.
Картина "Юный учитель" при всей своей уютной прелести иллюстрирует печальный феномен британской колониальной политики - "экзотические" няни-айя/ayah, тип домашней прислуги, специально привезенной из колониальных владений Великобритании (часто в детском возрасте) для присмотра за хозяйскими детьми и компаньонства, признак высокого статуса семьи.
То, как они обычно изображаются на полотнах, очень многое говорит как об отношениях хозяев и слуг-"заморских дикарей" (африканские пажи-невольники из той же оперы), так и о незавидном положении женщины в викторианском обществе. Белокурые дети, к примеру, практикуются в назидании своей неграмотной черной нянюшке.
Брат Ребекки, Симеон Соломон, тоже стал художником, как и многие в их семье. Подобно всем прерафаэлитам, он тяготел к сюжетам из Библии, древней истории и литературы. В галерее представлено его полотно "Мать Моисея" (Фанни можно узнать сразу в двух фигурах композиции) и интерпретация ветхозаветной истории "Иеффай и его дочь" Джона Эверетта Миллеса, заметного прерафаэлита-академика. Среди множества персонажей самой разной этничности нашлось место и наполовину ямайке Итон (крайняя справа с закрытыми глазами).
Иными словами, Британия викторианской эпохи была гораздо более этнически и социально разнообразной, а художественное сообщество включало и небелых, и женщин. Думаю, ближайший месяц я посвящу оспариванию европоцентричного и белокожего канона мировой культуры - ведь достойных внимания "исключений из правил" ещё очень много.
***
Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!
Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
#прерафаэлиты #викторианская эпоха #история искусства #женщины в искусстве #фанни итон #россетти