Найти тему
По странному стечению обстоятельств этот двойной (тройной?) портрет ни разу не появлялся в канале - исправляюсь! Две сестры княжны Куракины и прекрасный мопс - все кисти Боровиковского, а находятся ни много ни мало в Лувре (полагаю, портрет был вывезен в Париж их потомком в революционные годы, а потом продан и затем завещан музею). Владимир Боровиковский. Портрет княжон Елены (1787-1869) и Александры (1788-1819) Куракиных* с собакой, 1802. Лувр, Париж. #puggishsorrows *на сайте Лувра неверно указано, что их отцом был дипломат "бриллиантовый князь" Александр Куракин (который не был вообще женат, хотя и имел детей вне брака). На самом деле он приходился им дядей по отцу, младшему брату вышеупомянутого князю Алексею Куракину
9 месяцев назад
Завтра май! Жан-Этьен Лиотар. Портрет дамы с гиацинтом, 1750-59. Художественное-исторический музей, Женева.
10 месяцев назад
Весна!🌱 Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем, 1510. Пинакотека Брера, Милан
1 год назад
Обожаю читать сведения о рентгенографических исследованиях картин в каталогах. А если есть иллюстрации, то вообще восторг. Настоящая археология, только бесконтактная и обратимая. Но это преамбула. Рентгенография портрета Шереметевой-младшей (старшей Анной Петровной Шереметевой была бабушка нашей героини) показала, что шуба написана поверх "белого платья с розочками". Чего же в этом необычного? Может, платье не понравилось? Однако некоторые исследователи предполагают, что портрет мог быть переделан после внезапной смерти Анны Петровны от черной оспы прямо накануне свадьбы. Белое платье в таком случае вполне могло быть подвенечным... Женихом был старый друг и ровесник отца невесты Никита Панин, которому было предписано не видеться с Анной после вестей о её диагнозе. Панин был воспитателем великого князя Павла Петровича, а императрица очень боялась передачи оспы сыну и наследнику. Сложно судить, действительно ли в этом портрете стоит искать следы этой трагической истории. Граф Панин после этого так и не женился (хотя на момент свадьбы ему уже было без малого 50 лет). Грустно и слегка problematic по современным меркам. Иван Аргунов. Портрет графини А.П. Шереметевой-младшей, до 1768. Музей В.А. Тропинина, Москва.
1 год назад
Странное изображение, не находите? 1760-90-е годы, а ведь всю таинственную прелесть "анонимных" портретов со спины поняли чуть позже, в эпоху романтизма (и то это были не совсем портреты)... Дело в том, что это редкий случай, когда рисунок имеет изображение и с задней стороны - то есть он двусторонний. Точнее, два отдельных листа (пергамент спереди и бумага сзади) одинакового размера смонтированы в одну раму. Перед нами эрцгерцогиня Мария-Терезия Австрийская (1717-1780) в траурном платье - поэтому портрет датируют самое раннее 1765 годом, когда умер её муж Франц I Стефан, император Священной Римской империи. На этом удивительном рисунке (акварель и гуашь на бумаге/пергаменте) овдовевшая Мария-Терезия стоит на террасе парка на фоне партерного сада с фигурными клумбами. Особенно стоит присмотреться к растениям на переднем плане - на рисунках они слегка различаются. Постамент вазы оплетен вьюнком, но на переднем листе он белый, в то время как на заднем двуцветный, сине-белый. Символика вьюнка варьируется от источника к источнику, но в целом его связывают с чистотой и невинностью (в том числе Богоматери) и духовностью. Растение в чаше вазы тоже изображено слегка по-разному, но в обоих случаях сильно похоже на алоэ, христианский символ воскресения Христа и бессмертной души. Очевидно, оба растения нарисованы не просто для красоты, а дополняют портрет благочестивой вдовы-католички. Игнац Мансадор. Портрет Марии-Терезии Австрийской в трауре, между 1765 и 1791. Рейксмузеум, Амстердам. (Поразглядывать детали можно здесь)
1 год назад
Колониальные истории из голландского музея Маурицхёйс, или кого эксплуатировала эта девочка
Почти два года назад мне посчастливилось оказаться в Нидерландах в составе группы молодых музейных специалистов и студентов - одной из главных тем, о которых нам рассказывали, было голландское колониальное наследие и то, как с ним работают местные музеи. Особенно запомнился Маурицхёйс в Гааге - небольшой музей с Рембрандтами и Вермеерами находится в бывшей резиденции Иоганна Морица Нассау-Зигенского, разбогатевшего на управлении голландскими владениями в Бразилии в XVII веке, и даже носит его имя...
7827 читали · 1 год назад
Поговорим о соломенных шляпках - о так называемых шляпах-бержерках (фр. chapeau bergère). В прошлом "шляпном" посте я писала об особой тенденции аристократической моды XVIII века - интересу к платью простого люда. Так вот, "шапо бержер" означает ничто иное как "пастушья шляпа" - такой широкополый головной убор спасал жительниц сельской местности от палящего солнца. Пасторальные мотивы стали популярны благодаря романам о добродетельных пастушках и театральным постановкам этих самых романов и подобных пьес. Чего стоит один только роман Сэмюэля Ричардсона «Памела, или Вознаграждённая добродетель» (1740) и французская постановка по мотивам романа в 1790-х, породившая моду на шляпки "а-ля Памела" (фр. Chapeau à la Paméla)! Та же история произошла и с нарядом весталки - об этом другая моя статья Соломенная шляпа, 1760-1780. Италия. Музей Виктории и Альберта, Лондон. © Victoria and Albert Museum, London.
1 год назад
Об истинных портретах Мари-Жанны Буше, жены художника и невероятной красавицы
Мари-Жанна Бюзо, жена художника Франсуа Буше, как полагают многие, была частой модель мужа, а ещё художницей и гравёршей. Признаюсь, до последнего времени и я разделяла эту точку зрения, пока не встретила портрет с мопсиком, опубликованный в недавнем посте, и не стала изучать этот вопрос. К примеру, эта чудесная картина. Мари-Жанна будто бы позирует в интерьере то ли мастерской, то ли апартаментов Буше. На изящном шкафчике с полочками стоит модный фарфор шинуазри, слева - ширма с птицами. Их браку...
985 читали · 1 год назад
Мари-Жанна Бюзо, жена художника Франсуа Буше (а ещё художница, гравёрша и частая модель супруга, как многие полагают), с мопсом подозрительно фарфорового вида. Совпадение? Не думаю... К слову, большинство специалистов по Буше пришли к мнению, что на портрете вовсе не Мари-Жанна, да и не была она ни моделью мужа, ни художницей. А картина вовсе не портрет, а жанровая сценка. Казалось бы, что изобразить свою жена на множестве работ - явление для живописца очень естественное. Но в случае с супругой Буше все не так просто. Почему? Об этом будет следующая статья, которая выйдет уже через пару дней! Франсуа Буше. Молодая дама с мопсом, ок. 1745/1740-е. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней. Пара фарфоровых мопсов (модель Иоганна Кендлера), ок. 1745. Фото © Sotheby's.
1 год назад
Японизм (япономания?) середины XIX века и его рокайльная бабушка шинуазри из середины XVIII века. В общем, не странное сближение, а родственное сходство. Даже камин на месте :) Джеймс Уистлер. Симфония в белом, №2, 1864. Галерея Тейт, Лондон. Франсуа Буше. Туалет, 1742. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
1 год назад
Удивительные превращения соломенной шляпки, или дама Рубенса 200 лет спустя
На картине вовсе не красавица-жена художника Елена, а её сестра. Почему же живописцы XIX века были от неё без ума? И при чем здесь знаменитый автопортрет мадам Виже-Лебрен? Начнем с конца. Рубенс и Элизабет Виже-Лебрен - не самая очевидная пара Однако, дело в том, что Рубенсом имели обыкновение восхищаться не только реабилитировавшие искусство барокко знатоки XX века, но и художники, скажем, 18 века. В 1781 году Элизабет Виже-Лебрен с мужем отправилась в путешествие по Фландрии и Нидерландам,...
100 читали · 1 год назад
Нарядные заморские товарищи на иллюстрациях из голландского издания (1770) путевых заметок 1763 года шотландца Джона Белла Travels from St. Petersburg in Russia, to diverse parts of Asia. In two volumes (коллекция библиотеки Маастрихтского университета)
1 год назад