Найти в Дзене
Роман Рабинович

Стратегия бизнеса: конкуренция внутри и вне его контура

Оглавление

Для того, чтобы крупному бизнесу построить выигрышную, конкурентную стратегию, ему необходимо понимать, каким образом и где происходит эта самая конкуренция. И часто оказывается, что искать нужно не там, где вы привыкли это делать - а на совсем других рынках.

Для получения ясной картины конкурентных возможностей бизнеса в стратегическом анализе используется инструмент Value chain – цепочка доставки ценностей.

Если пользоваться его терминологией, то бизнес может конкурировать:

  • на горизонтальных рынках – например, все банки со всеми банками за долю клиентов.
  • на вертикальных рынках – то есть он конкурирует в вертикальных рынках, стеках, причем не только с игроками-представителями своей индустрии (допустим, все той же банковской), а с представителями совершенно других индустрий. И увидеть эту конкуренцию помогает именно Value chain.

Анализируя цепочку Value chain уровня Индустрии, а затем бизнеса, вы видите сочленения звеньев, стеков и можете увидеть, что стратегия вашего бизнеса лежит за его контуром – то есть не в тех стеках (рынках), которые в него входят, а в других, именно там есть экспоненциальный рост сегментов, ценностей, проблем, решений, а значит, двигаться надо в этом направлении,

Горизонтальная и вертикальная конкуренция
Горизонтальная и вертикальная конкуренция

Приведем в качестве примера кейс:

Промышленная компания инвестирует в модернизацию старого завода, наращивание его мощностей и т.д.

Но сейчас, оказывается, достаточно разработать программное обеспечение, которое в рамках интеграции совершает всю ту же работу, что и цикл менеджмента.

Происходит перевертыш – первичен софт, на котором работает промышленность, а не промышленность, которая работает на софте.

Таким образом, это очень серьезная стратегия масштабирования, потому что промышленная компания может заходить на международные рынки без привязки к владению заводами.

У промышленника, самая большая проблема - это серьезные OPEX и CAPEX-вложения в построение промышленного звена.

Но в рассматриваемом кейсе он заходит на завод как управленец.

Это другая структура и другой рынок, стек, вне контура бизнеса – инжиниринг, не имеющий отношение к промышленной компании как таковой.

На этот стек обычно работает SAP и т.д.

Конкуренция вне контура бизнеса
Конкуренция вне контура бизнеса

В процессе стратегического анализа вы строите цепочки Value chain, чтобы видеть, что происходит в сочленении ценностей в индустрии и вне контуров бизнеса.

Вы строите их внутри бизнеса, чтобы посмотреть в какой из функций, в каком из бизнес-процессов ваши стеки могут разорвать, какие стеки конкурентов можете разорвать вы.

Еще один кейс:

Одна из промышленных компаний атакована проектом, который запустила другая промышленная компания в области технико-ремонтного сервиса.

Суть в том, что одни промышленники решили захватить весь стек ремонтов во всем промышленном стеке.

Т.е. они не строят заводы, они просто учатся их ремонтировать.

И в этом ключе возникает большая беда у тех, кто до сих пор просто развивал внутренних ремонтников, потому что они никогда не смогут вложить столько денег, чтобы конкурировать теперь с отдельным бизнесом, который обслуживает огромную долю рынка.

Чтобы такие вещи делать, надо делать цепочки ценностей на уровне бизнеса.

Разрыв цепочки чужого бизнеса через стек
Разрыв цепочки чужого бизнеса через стек

Что касается запуска продуктов и цепочки ценностей уровня продукта - проблема здесь в том, что большинство продуктов, которые запускаются в крупном бизнесе, имеют так называемый долг крупного бизнеса, который тормозит запуск продукта.

Т.е. продукту, на самом деле, проще запуститься stand alone - без нагрузки в ИТ, в бизнес-процессах, в модели управления.

Почему, например, не Х5 ритейл групп запустила Ozon, хотя могла бы, и ресурсов у нее на этапе создания Ozon было гораздо больше?

И не достигла этого успеха?

Потому что они пытались, но они запускали его как внутренний продукт.

Это та история, которую вы обязательно должны увидеть - что продукт, запускаемый в контуре операционного бизнеса нужно так организовать, чтобы он в лучшем случае использовал какие-то активы нашей цепочки ценностей, а в худшем случае просто отпускался наружу.

Запуск нового продукта: отпустите его из контура бизнеса!
Запуск нового продукта: отпустите его из контура бизнеса!

И тогда наш бизнес становится просто утробой для создания продуктов - как брюхо матери, которая рождает эту игру, но которая потом выходит наружу.

Нужна помощь в разработке конкурентной стратегии цифровой трансформации, обучение топ-команд? Обращайтесь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.