Найти в Дзене

На квадроциклах затягивают гайки

Оглавление

Продолжается ужесточение норм эксплуатации тракторной техники, к которой относятся, в том числе, легкие внедорожные средства – квадроциклы, снегоходы, болотоходы, мотосани и другие «экзотические» транспортники по бездорожью.

По сведениям газеты «Коммерсантъ», в Министерстве сельского хозяйства РФ в разгаре подготовка очередного «нежданчика» для владельцев перечисленного списка – предложений по реализации постановления Правительства РФ, перечисляющего перечень «неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин…».

Засеивание правового поля

Интересно проследить историю вопроса. Когда в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в нашу страну начали поступать квадроциклы (в основном производства США, Канады и Японии), даже водительских прав на них не требовалось. Что называется, катайся – не хочу. Но постепенно «махновщина» при эксплуатации этого вида самоходной техники переводилась из формата «Гуляй-поле» в поле правового регулирования.

В 1998 году были приняты поправки в постановление Правительства РФ № 938 от 1994 года, закрепляющие право регистрации внедорожной спецтехники за органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). Годом спустя Кабмин издал документ (постановление № 796 от 1207.1999 г.), в котором закреплялось положение, предписывающее эксплуатантам квадроциклов иметь на руках удостоверение тракториста-машиниста категории AI (внедорожные мототранспортные средства). В дальнейшем новелла совершенствовалась поправками от 2009, 2011, 2014, 2015 и 2020 годов, ключевой из которых следует считать нововведения от 24 декабря 2014 года, обязывающие иметь права на квадроцикл безоговорочно. С тех пор нарушение, согласно КоАП, приравнивается к отсутствию водительского удостоверения при управлении автомобилем. Или почти приравнивается.

Вот это «почти» и собирается устранить исполнительная власть. Речь идет о мониторинге технического состояния малых самоходных машин, сравнимого с техосмотром автомобилей. Руководством к действию явился федеральный закон № 297-ФЗ от 02.07.2021 г. «О самоходных машинах и других видах техники», который должен стать актуальным с июля 2022 года. Заинтересованным ведомствам осталось лишь конкретизировать некоторые установки. Что в кратчайшие сроки исполнено специалистами Министерства сельского хозяйства.

-2

Все должно гореть, гудеть, висеть и не вонять

По замыслу чиновников Минсельхоза (в настоящее время проект находится на рассмотрении комиссии Правительства по проведению административной реформы), должна быть запрещена эксплуатация квадроциклов, снегоходов и других внедорожных мототранспортных средств в случае выявления следующих неисправностей:

1. Люфт механизма рулевого управления, превышающий 15 градусов и не обеспечивающий свободного прямолинейного движения на коротком участке дороги.

2. Неисправность тормозной системы.

3. Некорректная работа звуковых и стоп-сигналов.

4. Поломка деталей выхлопной системы (в том числе превышение нормы вредных веществ в отработанных газах).

5. Дефекты светового оборудования.

6. Отсутствие государственного номерного знака.

На первый взгляд, все логично: техническая исправность техники – залог безопасности ее владельца и третьих лиц. Но, как настаивают Гюстав Флобер, Аби Варбург и Никита Михалков, дьявол кроется в деталях.

В нашем случае непонятно, как можно определить качество выхлопа в полевых условиях (а квадроциклы ездят отнюдь не там, где оборудованы пункты диагностики)? Или выявить изъяны в рулевом? Или поймать владельца на неработающей «пибикалке»? Ну а отсутствие номерного знака для квадроцикла – не редкость, ведь ездит он там, «где волки присесть боятся», и потерять номера в лесу, кустарнике или болотине обычное дело.

-3

Штрафы на откуп регионам?

Еще вопрос: кто будет осуществлять технический контроль в полевых условиях? Проект предусматривает обязательное участие в процедуре представителей полиции (ГИБДД). Любопытно, как инспектор Гостехнадзора, остановивший «квадрик» в лесу, будет их вызывать, и не пошлют ли его самого в ответ куда-нибудь в сад?

И, наконец, самая главная «деталька». Меру наказания за технические неисправности внедорожной мототехники, по проекту Минсельхоза, должно определять не федеральное законодательство, а региональные нормативные документы. Как показывает опыт, ничего хорошего это не сулит. Достаточно вспомнить закон № 77-ФЗ, вступивший в силу в январе 2019 года, где речь идет о разрешении населению собирать валежник в лесу. При этом обязанность устанавливать правила сбора была делегирована местным властям. В итоге получилось, действительно, «кто в лес, кто по дрова»: в одной области штрафуют за распилку сухостоя (кое-где даже ручной пилой), в другой вообще запрещают трогать не павшую сушнину, в третьей организовали поборы за слишком толстые гнилушки и так далее.

Во что выльются поправки в отношении технического состояния квадроциклов, узнаем летом.

Получить права на квадроцикл и другую самоходную технику можно в Учебном Центре АРГО