Асфальтобетон – это сложный материал, который обладает целым рядом свойств и подвергается разным по виду и интенсивности нагрузкам. Поэтому появление дефектов в нем обусловлено множеством факторов.
По происхождению выделяют такие виды трещин:
- Отраженные
- Силовые
- Усталостные
- Технологические
- Температурные
Первые три вида больше характерны для дорог, которые постоянно претерпевают большие нагрузки от движущегося транспорта. А вот с последними двумя могут столкнуться как дорожники, так и УК, ТСЖ и владельцы частных домов в своих дворах.
Отраженные трещины
Они могут появляться в том случае, если асфальт укладывается на основание из цементобетонных плит. Такая схема часто применяется при строительстве автомагистралей и дорог с высокой нагрузкой, поскольку бетонное основание прочнее и надежнее традиционного щебеночного слоя.
Отраженные трещины получили такое название потому, что они развиваются по направлению снизу вверх, над повреждениями и швами основания. Основная причина их появления – разница в значениях теплового расширения верхнего и нижнего слоев.
И асфальт, и бетон имеют свойство увеличиваться в объеме при нагревании. Но этот процесс в каждом материале протекает с разной интенсивностью. Из-за этого в толще покрытия возникают дополнительные нагрузки, и оно растрескивается. В слое асфальта проявляется характерный узор из трещин, который соответствует расположению бетонных плит под ним.
Бороться с отраженными трещинами сложно и неэффективно. Поэтому рекомендуется предупреждать их появление еще на этапе устройства дороги. Для этого используются армирующие материалы (геотекстиль, георешетки, геомембраны), которые усиливают основание и перераспределяют нагрузку между слоями.
Силовые трещины
Такое растрескивание встречается там, где дорожное покрытие или основание под ним просто-напросто не справляются с нагрузками. Например, если трассу с высоким трафиком экономии ради покрыли малопрочным асфальтом или положили в подстилающий слой дешевый известняковый щебень.
Под действием таких нагрузок может возникать характерный узор в виде сетки трещин, который еще называют «крокодиловой кожей». Впоследствии он легко превращается в яму или выбоину.
Бороться с силовыми трещинами – дело неблагодарное. Ведь они свидетельствуют о том, что покрытие в принципе не справляется со своей задачей. Здесь нужно либо снижать нагрузку на него, либо заменять весь асфальт на более качественный.
Усталостные трещины
Свежий асфальт обладает свойством деформативности. Это значит, что под большой нагрузкой он не разрушается, а прогибается, после чего возвращается к прежнему состоянию. Но битум со временем стареет и теряет свою пластичность, становится хрупким и ломким.
Поэтому через несколько лет эксплуатации асфальт теряет способность выдерживать нагрузки, с которыми он раньше отлично справлялся. Это явление поэтично называют «усталостью» материала, а трещины в таком покрытии – усталостными. Они появляются в нижних слоях покрытия, где наиболее высоки растягивающие нагрузки, и со временем пробиваются на поверхность.
Такому трещинообразованию подвержен любой асфальт. Но использование материалов с высокими показателями усталостной прочности позволяет значительно отсрочить момент его разрушения.
Технологические трещины
Такие дефекты проявляются сразу же после обустройства покрытия. Они связаны с нарушениями на этапах производства и укладки асфальта.
Конкретными причинами могут быть:
- Неправильный подбор состава асфальтобетонной смеси (АБС)
- Нарушения в технологии укладки и уплотнения покрытия (например, укатка остывшего асфальта)
Обычно они появляются на продольных и поперечных стыках полос укладки: там, где горячий материал укладывается рядом с уже остывшим. Из-за разницы температур такие швы плохо стыкуются.
Чтобы избежать их появления, необходимо соблюдать ряд правил при укладке:
- Укладывать горячий асфальт только в сухую и теплую погоду (не ниже +5°С)
- Холодный асфальт технически можно укладывать при температуре до -5°С и в дождь, но если речь идет не о срочном ремонте, то стоит повременить с работами до более благоприятных условий
- Перед обустройством покрытия перемешать АБС, чтобы она была более однородной
- Оперативно укладывать и уплотнять асфальт, пока он не успел остыть
- Если у вас небольшой участок, лучше покрыть его смесью в один заход, чтобы в покрытии не было швов
- Если укладывать покрытие приходится полосами, то кромку остывшего участка желательно подгрунтовать битумной эмульсией и подогреть ручной горелкой
Вообще, от правильности укладки во многом зависят физико-механические свойства будущего покрытия. Так что подходить к этому делу нужно обстоятельно или, еще лучше, поручать его профессионалам.
Температурные трещины
Как можно понять из названия, такие дефекты обусловлены перепадами температуры в толще покрытия. Чаще всего они образуются зимой или во время заморозков.
Поверхность асфальтобетона при этом быстро охлаждается до температуры окружающего воздуха и сжимается. А нижний слой покрытия еще остается теплым. В асфальте возникают температурные напряжения, из-за чего он растрескивается.
То, насколько хорошо материал будет сопротивляться появлению трещин, зависит от его деформативных свойств. Далеко не последнюю роль тут играет и срок эксплуатации. Ведь битум в составе покрытия со временем становится хрупким и хуже переносит морозы.
Чтобы покрытие вашего участка служило дольше, обратите внимание на такие виды материала:
- Асфальт с высоким содержанием щебня или гравия (типы А, Б)
- Асфальт на основе битума с пониженной вязкостью (например, БНД – битум нефтяной дорожный – 200/300 или 130/200)
В капитальном дорожном строительстве для улучшения трещиностойкости используют АБС с добавками термоэластопластов или резины. Но для рядовых потребителей такие варианты получаются неоправданно дорогими.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #трещины на асфальте #свойства асфальта #характеристики асфальта #трещиностойкость асфальта #полезные советы