Найти тему
Talantix

Как не ошибиться с тактикой подбора и выигрывать в борьбе за врачей — кейс сети клиник «Ниармедик»

Оглавление

Дефицит медицинских специалистов в России наблюдается не первый год, и пандемия только усилила кадровый голод в учреждениях здравоохранения. Эксперты hh.ru отмечают: работодатели охотятся за медиками — опытных врачей переманивают из других клиник и даже регионов лучшими условиями. Государство активно привлекает врачей и медсестер в ковид-госпитали и поликлиники, мотивируя высокими зарплатами и всевозможными мерами поддержки. Как справляются с нехваткой медперсонала в частных клиниках?

Эксперты столичной сети многопрофильных медцентров «Ниармедик» поделились опытом, как в пандемию провели интеграцию бизнеса, пересмотрели HR-стратегию и справились с кадровым дефицитом.

Самые «дорогие» вакансии

С начала 2021 года в России открыто более 170 тысяч вакансий для лечащих врачей, что на 17% больше, чем за 10 месяцев прошлого года, и вдвое больше, чем за тот же период допандемийного 2019-го. Таковы результаты исследования hh.ru, приуроченного к Международному дню врача (4 октября).

Медицина и фармацевтика остается одной из самых дефицитных профессиональных областей, и пандемия только подхлестнула спрос, а предложения для докторов регулярно попадают в топ самых «дорогих» вакансий месяца, считают эксперты hh.ru. За медиков, особенно за квалифицированных специалистов, идет борьба: дефицитных и опытных сотрудников приглашают из других регионов, предлагая им высокие зарплаты, дополнительные бонусы (служебное жилье или компенсацию за него, подъемные, премии и т. д.) и помощь в переезде.

Медики на местах и руководители клиник испытывают этот кадровый голод на себе, сталкиваясь с проблемами ежедневно в своей работе. 87% российских врачей заявили о дефиците медицинских кадров в своих учреждениях, следует из итогов опроса, проведенного в закрытом профессиональном сообществе «Врачи РФ».

Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»
Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»

«Тренд на нехватку высококвалифицированных кадров наблюдается в медицине давно. Но пандемия обострила многие моменты, и дефицит сегодня ощущается особенно остро. Частные клиники вынуждены конкурировать за сотрудников не только между собой, но и с государственными медучреждениями. Медперсонал в целом ограничен, а когда часть докторов очень активно нанимается государством, врачам предлагают высокие зарплаты, особенно в Москве, для нас такая ситуация стала настоящим вызовом».

«Ниармедик» — сеть из 17 многопрофильных медицинских клиник, которые предлагают доступную качественную первичную медпомощь взрослым и детям в Москве, в том числе ведение беременности и стоматологические услуги. В сети клиник представлены широкие диагностические возможности, включая КТ. Миссия компании — делать медицину ближе к пациенту, поэтому выбран формат работы «клиники у дома». «Ниармедик» — это семейные клиники, расположенные в разных районах столицы, преимущественно в крупных жилых массивах.

Как «разморозили» наем и решили кадровый вопрос

Кадровый вопрос для компании зазвучал особенно остро в пандемию еще и потому, что в начале 2020 года произошло слияние бизнеса сетей клиник «Ниармедик» и «Доктор рядом», ребрендинг завершился только к осени 2020-го, и потребовались новые кадры. В начале пандемии наем сотрудников в сети был практически заморожен, а в сентябре прошлого года, когда спрос на медицинские услуги частных клиник начал восстанавливаться, в «Ниармедик» перешли к очень активному поиску специалистов.

Стояла непростая задача — максимально быстро укомплектовать штат, 80% которого составляли врачи. HR-директор сети Ирина Сережкина вспоминает, что сентябрь — декабрь 2020 года стали для компании очень сложным периодом, так как докторов на свободном рынке было крайне мало. Пришлось перестроить систему подбора персонала: выяснили, что ограничивает и мешает нанимать сотрудников, пересмотрели мотивацию, внедрили новые технологичные инструменты.

Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»
Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»

«Мы начали искать новые решения кадрового вопроса, перестроили нашу работу, чтобы на такие форс-мажоры, как новые ограничения и открытие ковид-госпиталей, реагировать очень оперативно. Нам помогает внутренняя работа по расширению штата и повышению мобильности докторов между клиниками, а также лояльность и гибкость руководства к внешним совместителям. Если медики хотят подработать в наших клиниках, мы открыты и готовы предложить индивидуальные условия оплаты труда и времени работы. Не ограничиваем и наших штатных специалистов — даем им возможность совмещать. В итоге весь этот сложный год мы достаточно успешно набираем сотрудников, комбинируя разные подходы к подбору персонала».

Кстати, в пандемию ситуация с поиском медицинских сестер оказалась даже сложнее, чем с врачами. Спрос на этих сотрудников очень высок со стороны и государства, и частной медицины. Так, в июне — июле 2021 года начали снова открывать пункты вакцинации, и медсестер было невозможно найти. Этим летом топовыми вакансиями в медицине стали врач-терапевт и медсестра процедурного кабинета. В «Ниармедик» смогли закрыть потребность в медицинских сестрах, но это далось очень нелегко: пришлось обзванивать многих кандидатов.

«Охота» за врачами

О том, с какими трудностями столкнулась HR-команда в последние годы, можно судить по следующим цифрам. Всего в департаменте по персоналу «Ниармедик» работают 6 сотрудников, из них — 2 рекрутера. Сейчас у сети клиник открыто 45 вакансий, но был период, когда набор проводился на 90–100 позиций. Такая высокая загруженность наложилась на острую нехватку кадров в медицине. Как же справлялись со сложностями в найме и где находили опытных сотрудников?

Источники подбора в медицине (на примере сети «Ниармедик»):

  1. Публикация вакансий на страницах компании в соцсетях.
  2. Сотрудничество с профильными вузами и размещение вакансий на их карьерных страницах и в блогах (эффективный инструмент).
  3. Поиск через профессиональные группы и чаты руководителей, по сарафанному радио и рекомендациям коллег (распространенный способ хантинга).
  4. Job-сайты — в качестве основного сервиса по поиску сотрудников используют hh.ru. По словам Ирины Сережкиной, перешли на него с другого ресурса, так как не получали должного отклика и такого числа квалифицированных кандидатов, как сейчас с hh.ru. Медики активно пользуются этим сайтом — здесь размещено много резюме и врачей, и медсестер, и администраторов.
  5. Агрегаторы — например, Job Card (для закрытия части позиций — допустим, для найма операторов call-центров).
  6. Работа с уволившимися сотрудниками для возвращения их в штат (примеров повторного найма много).
  7. Публикация вакансии на корпоративном портале сети клиник.

Из-за кадрового голода в пандемию на рынке труда сформировался новый тренд — переезд медиков из других регионов в Москву и крупные города. В «Ниармедик» немало таких врачей. Опытных сотрудников с образованием и необходимым набором компетенций ищут по всей стране.

Сложнее всего дела обстоят с поиском соискателей на управленческие медицинские должности — главных врачей, заместителей, заведующих отделениями. Чтобы закрывать такие вакансии, в арсенале HR-команды разные способы:

  • Отслеживают будущих управленцев внутри сети клиник. Это одно из важных направлений HR-стратегии — растить кадры в своей компании.
  • Внимательно проверяют каждого кандидата на соответствие руководящей должности. Так, соискатель претендует на вакансию врача, а у него в бэкграунде должности главврача/зама крупной государственной больницы — такого кандидата рекомендуют на должность руководителя.
  • Ведут кадровый резерв — в «Ниармедик» есть внешние и внутренние базы резюме, которые помогают эйчарам компании активно предлагать интересных кандидатов и быстро закрывать вакансии. «Далеко не всегда можно найти медиков с нужными компетенциями, и мы начали вести внешний кадровый резерв: видим интересных соискателей, которых пока не можем трудоустроить, сохраняем резюме и следим за их карьерной траекторией. Как только откроется вакансия, свяжемся и предложим работу. Немало историй, когда специалист претендует на позицию врача, имея уровень образования, компетенции и опыт руководителя. Трудоустраиваем и заносим такого сотрудника во внутренний резерв. Появилась управленческая вакансия — сразу рекомендуем, и если человек соответствует нашим ожиданиям, то идет на повышение», — говорит Ирина Сережкина.

«Внедрение системы Talantix стало важным этапом для компании — мы договорились с нашими руководителями по всем ключевым вопросам, сделали процесс подбора быстрым и прозрачным».Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»

От почты и табличек к CRM-системе

Возросшее число вакансий, необходимость быстро их закрывать, потребность вести кадровый резерв — все это подтолкнуло департамент по персоналу «Ниармедик» автоматизировать процесс подбора.

Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»
Ирина Сережкина, директор по персоналу сети клиник «Ниармедик»

«До внедрения CRM-системы все коммуникации по подбору персонала были по корпоративной почте. Рекрутер находил на job-сайте резюме кандидата, отправлял руководителю, получал обратную связь и приглашал соискателя на собеседование. Когда в пандемию наступил кризис подбора, руководству сети клиник потребовался отчет, как идут поиски кандидатов, мы начали собирать аналитику в Excel — тогда это был единственный доступный для нас инструмент. В табличках вели воронку кандидатов, чтобы понимать, сколько отработали соискателей, сколько направили руководителю, сколько наняли.

В какой-то момент весь этот процесс стал сложным, громоздким и нерезультативным, а для нас крайне важно быстро закрыть вакансии. Чтобы наладить процесс подбора, улучшить коммуникации с заказчиками, повысить скорость, качество и эффективность нашей работы, понадобилось современное технологичное решение. Внедрение системы подбора персонала Talantix стало важным этапом для нашей компании: мы договорились с руководителями по всем ключевым вопросам, сделали процесс подбора быстрым и прозрачным».

Людмила Будникова, главный рекрутер HR-департамента
Людмила Будникова, главный рекрутер HR-департамента

«Перейдя на Talantix, мы получили массу преимуществ — можем не только сохранять резюме и к ним возвращаться, но и выгружать всю аналитику, подключать неограниченное число заказчиков, выстраивая совместную работу отдела по подбору персонала и руководителей, и каждый вносит свой вклад и помогает оперативно укомплектовать штат сотрудников. Еще один плюс — ведение так необходимого нам кадрового резерва».

Вывод HR-команды «Ниармедик»:
Один из главных плюсов
Talantix — сокращение времени на процесс подбора. У руководителей действительно много задач, связанных с их работой, и для HR-отдела важно сократить их временные затраты на просмотр и обратную связь по кандидатам. Руководитель, подключенный в Talantix, может посмотреть загруженные в систему резюме по той позиции, к которой у него есть доступ, выбрать соискателя, а рекрутер пригласит его на встречу и проведет интервью по компетенциям.

Кейс «НИАРМЕДИК»: как выстроить правильную HR-стратегию, сделав ставку на технологии

Нарушение коммуникаций между рекрутерами и руководителями, участвующими в подборе сотрудников, возникает достаточно часто. Рекрутер загружен работой, а внутренние заказчики жалуются, что HR-отдел ищет кандидатов медленно или присылает резюме не тех, кто нужен. Вакансия не закрыта, а это может напрямую повлиять на эффективность бизнеса и его доходность. HR-команда «Ниармедик» на своем опыте показала, как выйти из кризиса в подборе и найти общий язык с руководителями и как в этом помог Talantix.

Этап 1: готовим аналитику, чтобы выяснить проблему

Смотрим воронку кандидатов — сколько кандидатов HR-отдел обрабатывает, сколько соискателей направляет руководителю, сколько человек в итоге нанимают. Допустим, есть 200 кандидатов, 80 подходят, уровень дохода устраивает 20 человек, нанимаем одного, и при этом была проделана огромная работа рекрутера.

Этап 2: выясняем причину, оптимизируем работу

В оптимизации начинаем с рекрутеров, затем оцениваем коммуникации с заказчиками, находим проблемные места, анализируем компетенции руководителей, необходимые для подбора.

Этап 3: проводим обучающие семинары для руководителей

HR-департамент «Ниармедик» разработал тренинг «Эффективные методы подбора персонала и проведения интервью в медорганизации» для заказчиков со стороны бизнеса — управляющих клиниками, главных врачей, их замов, руководителей регистратур.

В первой части тренинга эйчары компании делятся опытом, как работает отдел подбора, рассказывают о ситуации на рынке, о внешних проблемах, с которыми сталкиваются (ограниченные ресурсы, жесткая конкуренция), раскрывают, какие ограничения есть внутри организации, показывают воронку кандидатов.

Вторая часть тренинга — практика ведения интервью с кандидатами, изучение методики DISC для оценки психологического портрета кандидата (поведенческая модель для исследования поведения людей в определенной ситуации, основанная на работах американского психолога Уильяма Марстона).

Этап 4: автоматизировали подбор и внедрили CRM-систему

Весь процесс подбора проходит в Talantix. К системе уже подключены 23 внутренних заказчика. Есть руководители вовлеченные, которые видят в автоматизации огромные преимущества, а есть те, кому требуется помощь отдела рекрутмента.

Этап 5: развиваем HR-аналитику и повышаем KPI

Повышаем ключевые KPI для HR: показатель по добровольной текучести кадров, доля основных сотрудников, рост числа высококвалифицированных сотрудников, кандидатов наук, врачей высшей категории. Ведем аналитику по этим параметрам для руководства, чтобы, например, если набор вошел в красную зону, что-то оперативно поменять.

Подбор в цифрах
Средний срок закрытия врачебных вакансий благодаря Talantix сократился вдвое: с 28–30 до 15–17 дней. Есть управленческие позиции, поиски соискателя на которые требуют точечной работы, и рекрутер постоянно отслеживает кандидатов для резерва, так как уровень требований достаточно высокий.

Мнение руководителя

Анна Караулова, управляющая клиникой «Ниармедик» на Боткинской (Москва)
Анна Караулова, управляющая клиникой «Ниармедик» на Боткинской (Москва)

«Я начала работать в клинике 1 июля 2021 года. В настоящее время мы развиваем новые направления, открываем новые кабинеты, увеличиваем число специалистов. Поэтому приходится набирать большое число сотрудников. Мы предоставляем весь спектр амбулаторных услуг, и наша цель — чтобы пациент, обратившись в клинику, мог за один день посетить всех необходимых специалистов. В наше учреждение ищем врачей, медсестер и администраторов регистратуры.

Кроме профессиональных навыков, они должны иметь соответствующий опыт, знать стандарты работы с пациентами, проявлять эмпатию и заботу на всех этапах их нахождения в клинике.
С Talantix работа по подбору персонала значительно упростилась. Я впервые столкнулась с CRM-системой. У меня есть профиль «Кандидат» на каждую позицию. Я захожу в систему, заполняю заявку, и департамент по персоналу получает вакансию в работу. Дальше мне на почту приходит уведомление, что мне отправили резюме соискателя.

Из Talantix я приглашаю его на собеседование и по результатам пишу свои комментарии, которые видят сотрудники HR-департамента. Если раньше мы пользовались только электронной почтой, постоянно пересылали друг другу резюме и все комментарии, то теперь я могу неоднократно обращаться к данным соискателя. И я, и отдел подбора можем оставлять комментарии. Благодаря Talantix мы тратим на поиск сотрудников в 2 раза меньше времени, чем раньше. С помощью этой CRM-системы мы закрыли практически все вакансии в клинике.

Сейчас мы ведем кадровый резерв, до Talantix это было делать сложно, мы собеседовали многих кандидатов, выбирали лучшего, но всегда оставались те, кто в данный момент не мог получить место. Все резюме хранились в бумажном виде, в папочке. Сейчас кадровый резерв в CRM-системе, можно быстро найти подходящего соискателя. Безусловно, стоит внедрять такие технологичные решения, как Talantix, они серьезно облегчают руководителю жизнь».

Советы коллегам от HR-команды «Ниармедик»:

  1. Важно ориентироваться в том бизнесе, в котором вы работаете, в задачах и «болях», которые есть у заказчиков, — чтобы помогать их решать.
  2. Быть гибкими и порой ломать свои стереотипы, быть открытыми новому в HR.
  3. Внедрять современные ИТ-решения. Автоматизация помогает сократить время подбора, позволяет делать его прозрачным, управляемым, облегчает коммуникации с заказчиком: вы общаетесь в едином информационном пространстве, это позволяет построить комплаенс HR-департамента с руководителями.
  4. Активно получать обратную связь от сотрудников об их работе, условиях труда и проблемах — для этого в «Ниармедик» пользуются платформой обратной связи kakdela от hh.ru.
  5. Наладить коммуникации с руководителями, участвующими в подборе, сделав этот процесс понятным и прозрачным для всех его участников.