Модные наряды, танцы во дворцах и не только, светские беседы — так проходили дворянские балы в 19 веке. Рассматриваем акварели из Эрмитажа, чтобы почерпнуть идеи для предстоящих праздников.
Бал на железнодорожном вокзале
Устройство бала — дело хлопотное: подготовить бальный зал, буфетную комнату, отыскать распорядителя и оркестр, сшить новые наряды, которые еще не видел свет. Поэтому к такому событию готовились заранее. Но, несмотря на сложность подготовки, балы устраивались часто и в самых разных, а порой неожиданных местах.
Один из таких изображен на акварели придворного живописца Михаила Зичи «Бал в честь императора Александра II, организованный городом Гельсингфорсом в сентябре 1863 года в здании железнодорожного вокзала». Император прибыл в Гельсингфорс — современные Хельсинки — с женой Марией Александровной для созыва много лет не собиравшегося сейма, где произнес речь с предложением расширить права финского представительства.
На картине — огромный, богато украшенный лентами и цветами зал, заполненный светом. Внимание гостей притянуто к окруженной русскими офицерами императорской чете. Хрупкие девушки склонились перед ними в танцевальном поклоне, а позади расположились местные депутаты.
Только трех изображенных на первом плане юных дам не заинтересовало происходящее — они обращены лицом к зрителю. Среди них можно увидеть Мари Линдер — дочь декабриста Мусина-Пушкина. На балу она бесцеремонно обратилась к государю с просьбой о предоставлении гражданам Финляндии свободы вероисповедания. Александр восхитился смелостью собеседницы, однако просьбу оставил без внимания.
Последний имперский бал
Намного более крупное торжество воссоздает Дмитрий Кардовский в работе «Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года». На картине изображено последнее грандиозное мероприятие увядающего имперского двора, проведенное в честь 300-летия царствования дома Романовых. Юбилейный бал провели в огромных масштабах: более трех тысяч гостей, танцующих несколько часов напролет. Многих из них с портретной и психологической точностью Кардовский написал в нехарактерной для него крупноформатной работе.
В центре полотна выделяется вальсирующая пара: князь Салтыков и старшая дочь императора — великая княжна Ольга Николаевна, для которой этот выход в свет стал первым «взрослым» праздником. В толпе танцующих знатных дворян — сестра императора Ольга Александровна. На заднем плане расположена царская ложа для членов монаршей семьи, среди которых сам Николай II, его жена Александра Федоровна и вдовствующая императрица-мать Мария Федоровна.
Костюмированный бал
Организаторы бальных вечеров могли заинтересовать гостей не только масштабами и помпезностью: некоторые распорядители устраивали тематические балы с костюмированными перевоплощениями. Один из них изображен на картине «Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года» кисти того же Михаила Зичи.
На картине, увенчанной лентой и гербом, можно отыскать самые разные образы: людоед, писатель с пером за ухом, серый волк и кот с пушистым хвостом. Но все это, конечно, мужские наряды: только они могли позволить себе полностью перевоплотиться. Дамы были обязаны быть сдержаннее, добавляя к платью модного кроя мелкие элементы костюма — диадемы, накидки, шляпы. На картине есть и сам Александр II в мундире. Кажется, свою роль он решил не менять.
Для справки:
Подробнее рассмотреть картины балов и сцен из придворной жизни можно в Государственном Эрмитаже. С 2013 года банк ВТБ содействует выставочной деятельности Эрмитажа, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов.