Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора на канале. Подавляющее большинство морских обзоров на данном канале касались военно-морской техники. Иногда я писал про войны прошлого на море. Лишь некоторые статьи были посвящены людям. Тем, кто служит на военных кораблях, выполняет боевые задачи и выносит все тяготы и лишения службы в мирное время. Прежде всего, это конечно матросы и старшины. В связи с этим, попробую сделать серию постов о флотской жизни, русских моряках, служивших Отечеству в разное время.
Для тех, кто в первый раз попал на канал «Интересная фантастика», буквально пару слов о его специфике. Основная тематика ИФ – фантастика, обзоры фантастической литературы (и немного кинофантастики). Но есть и дополнительные темы: обзоры морской и исторической тематики. Так сложилось изначально.
Как и в любом другом деле, приступая к новой тематике, неизбежно что-то упускается, где-то материал излагается поверхностно. Но опыт дело наживное. Так что, прошу сильно тапками не замахиваться, хотя уточнения и дополнения приветствуются. Поехали.
Сегодня, эпоха Петра Великого воспринимается, как время коренного переворота русской жизни во всех сферах. Это не совсем так, ведь коренного слома феодальной системы в то время не случилось. Скорее, наоборот, Петр Великий ужесточил феодально-крепостнические порядки. Иногда, государство Петра называют регулярным или тягловым. Тянуть должны были все, в том числе и сам государь, ходивший в атаку под Полтавой и самолично следящий за постройкой фрегатов и корветов нового флота.
С другой стороны, Россия конечно восприняла некоторые европейские практики, применявшиеся в самых разных сферах. В том числе и в военном строительстве. Это касалось, прежде всего, организации регулярной армии и флота. До Петра, на Руси главной военной силой было дворянское ополчение. То есть, на время войны, собирались со своих поместий аристократы, со своим вооружением и амуницией, назначался воевода и вперед, на супостата. Во время царствования отца Петра, царя Алексея Михайловича, на Руси стали формироваться регулярные полки стрельцов, солдат и рейтар. Если искать аналогию с современными реалиями, то можно с натяжкой назвать регулярных служивых того времени контрактниками (иногда и в добровольно-принудительном порядке).
Военные мероприятия Петра Великого: азовские походы и Северная война с сильным Шведским королевством, потребовали качественно иного похода к строительству армии. Петр вводит рекрутский набор. Рекрутчина – это пожизненный набор в солдаты (и матросы), осуществляемый государством. Ему подлежали подданные, с 17 до 35 лет, независимо от сословия. Обычно, в рекруты шли по жребию, разыгрываемому среди сельской общины или городского посада. На практике в армию часто отправляли неуживчивых и буйных, а у помещичьих крепостных, кого отдать в солдаты указывал барин.
"...С кареты голос, вдруг, раздастся: – Готовьте сына на войну. Крестьянский сын на все готовый, Всегда он легок на подъем...". - Рекрутская русская народная песня. Слушаем.
Первый рекрутский набор был осуществлен в 1705 году (прообразом рекрутчины были наборы «податочных» людей), но первые моряки появились раньше. В 1695 году начинается подготовка к войне с турками на Азовском море. Она включала в себя строительство галер и, через несколько лет, первых русских линейных кораблей.
Первые матросы набирались из добровольцев, а также пленных и каторжан (в качестве гребцов на галерах) и солдат «потешных» Преображенского и Семеновского полков.
В дальнейшем, уже при создании Балтийского флота, в матросы стали набирать рекрутов. То есть, человек призывался из крестьян, мещан и т.п. на действительную службу, на всю жизнь. В первых рекрутских наборах на флот, отмечено массовое дезертирство набранных будущих моряков, по пути к месту службы. Так, в 1710 году, из направленных во флот одной командой 1770 рекрутов, дезертировали по пути к месту службы 1166 человек (данные взяты из статьи Подлесных А.Р «Матросский состав российского императорского флота в XVIII - второй половине XIX»). Нужно иметь в виду, что русские люди не имели морских традиций, флот для рекрутов из центральных губерний был чем-то чужеродным, непонятным. Служба, длинною во всю жизнь, для многих бывших крестьян была неприемлемой.
Попавшие на морскую службу нижние чины входили в три категории: собственно, матросы – те, кто занимался обслуживанием корабля, его парусного вооружения (рангоута и такелажа) и т.п.; пушкари – нижние чины артиллерийской "боевой части" (прошу прощения за введение в текст современных терминов); солдаты – что-то типа корабельной морской пехоты.
К 1710 году состав команды на корабле был регламентирован. На две трети экипаж любого парусного корабля состоял из пушкарей и матросов и на треть из солдат. Для гребных галер соотношение было иным.
Матросы делились на опытных, - прослуживших на флоте, и молодых. Такое деление регламентировалось присвоением им статьи: от матросов четвертой статьи, самых молодых, до повидавших виды первостатейников. В дальнейшем, еще при Петре Великом, количество статей было сокращено до двух: бывалые матросы первой статьи и молодые – второй статьи. В советском и современном флоте данное деление несколько трансформировалось. Старшины первой и второй статьи - это должности младшего начальствующего состава, эквивалентные сержантскому составу сухопутных частей.
Кстати, при Петре на флоте не было званий, как таковых. Звания и занимаемые должности являлись еще единым целым. Что касается старшинского состава, или, если угодно, унтер- офицерского, то он определялся должностями. Опытные матросы занимали самые различные унтер-офицерские должности: мичмана (помощники офицеров), квартирмейстеры (отвечающие за личный состав, его дисциплину, внешний вид, питание на корабле и т.п.), профос (осуществление наказаний, надзор за порядком на корабле) и другие (боцман и боцманматы, шхиман и шхиманматы, купор и др.). Для того, чтобы раскрыть должностные обязанности унтер-офицерского состава нужен полноценный обзор. Возможно, он появится на моем канале. Единственное, что добавлю, - все эти должности шхиманов, купоров и т.п, строго регламентировались Морским Уставом Петра Великого, определявшим численность личного состава для каждого типа кораблей и расписание их обязанностей. Морской Устав был принят в январе 1720 года.
Данным Уставом устанавливались и нормы питания матросов российского флота. Нормы эти, кстати, сравнимы с нормами питания в советском и современном флотах нашей страны. Другое дело, что часто продукты портились от ненадлежащего хранения. На кораблях была тотальная антисанитария. Это касалось как продуктов питания, так и питьевой воды. Зачастую, потери флота от разного рода вспышек инфекционных болезней были больше, чем от действия шведских кораблей. Впрочем, так было не только в русском флоте эпохи паруса, но и везде в мире. Однако, на первых порах, не имевшие опыта организации быта и службы русские флотоводцы и флотские начальники, не могли ничего поделать с описываемой напастью. Не буду здесь приводить примеры многочисленных «небоевых потерь». Оставлю суровый реализм для специализированных форумов и ресурсов.
С самого своего зарождения, флотские порядки отличались суровостью дисциплины, изнурительностью службы, причем не только во время боевых действий или иных выходов в море, но и при стоянке у стенки. Все это дополнялось жёсткой системой наказаний. В этом плане, солдатская служба в сухопутной армии была несколько легче, да и привычнее для русского человека. Так было практически до 1917 года, до исчезновения дореволюционной армии и флота.
На этом, на сегодня все. Данная статья носила ознакомительный, обзорный характер. К петровскому времени я еще вернусь, как минимум один раз, в статье с рабочим названием «кто есть, кто на парусном корабле». Ну и продумаю иные интересные варианты обзоров. Спасибо.
Сходные по тематике статьи: Братишки матросы. Ну держитесь, господа офицеры
Все ссылки подряд на морские статьи канала публикуются здесь: https://vk.com/fregatmorskieobzory